Президент России Владимир Путин согласился рассмотреть вопрос об индексации пенсий работающих пенсионеров.
Подумать над этим он согласился в ответ на предложение председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаила Шмакова, который попросил президента вернуться к этой теме и возможно дать поручения правительству.
На встрече с президентом Шмаков отметил, что в ФНПР с самого начала считали неправильным принятое в 2016 году решение приостановить индексацию пенсий этой категории россиян.
«Понятно, что там начисляются потом, возможно, какие-то компенсационные коэффициенты и так далее. Тем не менее они не покрывают, по мнению самих пенсионеров, которые рассчитывают, естественно, все свои доходы, тех потерь, которые они получают. Во-вторых, это решение привело к прекращению работы многими пенсионерами, которые до этого продолжали ещё работать, оставаясь на пенсии», — сказал глава ФНПР.
Он также добавил, что работающие пенсионеры платят взносы и в Пенсионный фонд, поэтому если на первом этапе выигрыш государства составил 70 миллиардов рублей, после их увольнения бюджет потерял порядка 500 миллиардов. Он напомнил, что эта тема поднималась президентом на совещании по социальным вопросам с партиями, однако правительство ответило, что не будет к ней возвращаться.
«Я считаю, что стоило бы к этому возвратиться. Может быть, на эту тему тоже надо более активно дать поручение правительству, чтобы оно внимательно просмотрело этот вопрос. Потому что это фактически ведь нарушение конституции. Сейчас у нас в конституции написано о том, что (предусмотрена) регулярная индексация пенсий. Там не написано каких — работающих пенсионеров, неработающих пенсионеров, — там просто: индексация пенсий. Если человек свою пенсию заработал, заслужил её тем, что он на протяжении длительного времени вносил взнос в Пенсионный фонд, то дальше никакой дискриминации тоже не должно быть», — подчеркнул Шмаков.
«Вы правы абсолютно в том, что это вопрос, который требует дополнительного рассмотрения», — ответил ему Путин.
Полагаю, что тут у многих читателей должно возникнуть ощущение дежа вю.
Буквально в сентябре мы писали о том, что Шмаков, комментируя ситуацию с отказом в индексации пенсий работающим пенсионерам, призвал положить конец разделению пенсионеров на первый и второй сорта в России.
А в октябре о том, что Владимир Путин поручил правительству подготовить предложение по возвращению индексаций работающим пенсионерам, по итогам встречи с главой государства рассказал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.
Нужно ли говорить, что «воз и ныне там», а встречи Шмакова и других политиков с президентом, после которых тот обещает дать поручение рассмотреть вопрос, превратились в ритуал?
Напомним также, что в этом месяце Путин заявил, что возвращение индексации возможно при наличии бюджетного обеспечения. Он также напомнил, что во времена СССР работающим пенсионерам вообще не платили пенсии. Однако он согласился, что в условиях пандемии и падения доходов вопрос индексации важен. По его словам, работающие пенсионеры заслуживают индексации, и в Кремле об этом думают.
— Трудно понять, почему вообще возникает этот вопрос, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— В принятых в этом году поправках в Конституцию, которые так широко рекламировались, говорится об обязанности правительства регулярно проводить индексацию пенсий. При этом никаких различий между работающими и неработающими пенсионерами не делается. Поэтому, если власть так настойчиво отказывается выполнять собственные обязательства, то причину этого нужно искать в том, что они не вписываются в ее нынешний курс, а не в плохом понимании проблемы или в отсутствии взаимодействия между ведомствами. Власть всеми средствами стремится сократить уровень безработицы. Проще всего это сделать, сократив число работающих пенсионеров и освободив таким образом рабочие места для представителей других возрастных групп. Индексация пенсии работающим пенсионерам может помешать реализации подобного плана. Понятно, что речь по большей части идет о низко оплачиваемой работе. Но, с точки зрения статистики, число рабочих мест увеличится, а российское руководство уже давно разучилось видеть разницу между статическими данными и реальные положением дел.
«СП»: — По словам Путина, в условиях пандемии и падения доходов вопрос индексации важен. А до этого не важен был?
— Как свидетельствуют социологические опросы, значительное число российских граждан воспринимают снижение доходов (а они впервые за много лет сокращаются даже в номинальном выражении) как наиболее острую проблему. Поэтому власть старается изобразить озабоченность и стремление улучшить сложившуюся ситуацию.
«СП»: — Шмаков, как до этого Миронов считает, что это нарушение Конституции, ведь есть поправки. Но в поправках нет разделения на работающих и нет. Есть ли тут нарушение?
— Безусловно, позиция власти в данном вопросе противоречит принятым поправкам. Но дело не только в этом. Речь идет о прямом обмане миллионов пенсионеров, которые приняли активное участие в голосовании и в значительной степени обеспечили принятие поправок, поскольку верили, что власть теперь будет регулярно повышать пенсии.
«СП»: — Шмаков высказал мнение, что не завершены основные направления развития пенсионной системы. Он убежден, что надо продолжить дискуссии о совершенствовании пенсионной системы, так как сегодня есть разные категории занятых, которым нужно делать разные, но сопрягаемые пенсионные системы. Прав ли он? И что тут можно сделать?
— В советское время представители целого ряда профессий и жители территорий с плохим климатом имели право на досрочную пенсию. Необходимо вернуться к данной практике, поскольку состояние здоровья напрямую зависит от того, где человек живет и в какой сфере работает. Понятно, что человек может переехать в другой регион и сменить место работы, но при определении возраста выхода на пенсию следует учитывать годы, проведенные в трудных условиях. Кроме того, нужно предоставить право выхода на досрочную пенсию сельским жителям, поскольку работы для людей предпенсионного возраста в сельской местности практически нет.
«СП»: — На отмену индексаций работающим в свое время пошли для уменьшения дефицита Пенсионного фонда. Уменьшили? Сколько еще времени надо? Ранее Путин говорил, что возвращение индексации возможно при наличии бюджетного обеспечения. А откуда его взять-то?
— Дефицит Пенсионного фонда будет только возрастать, поскольку демографическая ситуация будет становиться все более неблагоприятной, а ситуация на рынке труда станет еще хуже. Но причем здесь граждане, получившие право выйти на пенсию? Если наладить работу Пенсионного фонда невозможно, нужно не перекладывать проблемы на плечи граждан, а ликвидировать Пенсионный фонд и выплачивать пенсии напрямую из государственного бюджета.
— За последний год властям стало понятно, что российская экономика нуждается в переформатировании, — уверен директор Института свободы, член бюро политсовета партии «Родина» Федор Бирюков.
— Об этом, к примеру, недавно заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов в ходе совместного заседания Госсовета и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Он сказал буквально следующее: «Предстоит в кратчайшие сроки за 3−4 года обновить модель экономики, преодолеть ее структурные изъяны и сформировать новые внутренние источники роста». То есть даже нашему либерально-консервативному правительству очевидно, что экономическую модель необходимо менять. Либеральная модель должна быть демонтирована, а вместо нее предстоит создать экономику социальной ответственности и национальных интересов. Такую экономику, где принцип социальной справедливости должен быть не только дежурным лозунгом, но и прямым руководством к действию.
К этому обязывают и социальные поправки в Конституцию, принятые в этом году. Они также толкают государство от точечных социальных «припарок» к полноценной социальной стратегии. Вопрос об индексации пенсий работающих пенсионеров как раз из этой сферы.
«СП»: — Кто все это будет делать, если состоящий из либералов экономический блок правительства против?
— Понимая хронические либеральные болезни правительства, в особенности его финансового блока, президент Путин особо подчеркивает те аспекты, в которых необходимо усиливать государственную социальную ответственность, приоритетно обращает на них внимание кабинета министров и всего политического класса России.
Несмотря на теоретическую безальтернативность усиления социальной составляющей экономики, существует два радикально противоположных сценария развития ситуации. В первом случае государство будет наращивать степень своего влияния на экономические процессы, вынуждено будет изымать сверхприбыли и направлять эти деньги на развитие народа. То есть это во многом левый, социалистический вариант и самый оптимальный. Самый главный минус здесь — усиление налоговой нагрузки, что всегда отрицательно сказывается прежде всего на реальном секторе экономики. В второй вариант — правый. Он предполагает новый виток приватизации, дальнейший уход государства из экономики и возложение социального бремени полностью на бизнес. Причем для малого и среднего бизнеса утяжеленное бремя окажется невыносимым. И сейчас во власти идет борьба между сторонниками этих противоположных подходов. А в реальности власти уже начинают применять различные элементы обеих стратегий.