Чем завершится карьера только что избранного президента Кыргызстана Садыра Жапарова? Если следовать традициям, его либо посадят после завершения срока, либо свергнут в год, заканчивающийся на «0» или «5». Предшественник Жапарова Сооранбай Жээнбков изгнан 15 октября 2020 года, первый глава государства Аскар Акаев 24 марта 2005 года, его преемник, Курманбек Бакиев 7 апреля 2010 года, а четвёртый президент Алмазбек Атамбаев отбывает срок за коррупцию в исправительной колонии № 47. (Не свергнутая и на свободе Роза Отунбаева не в счёт — она возглавляла Киргизию всего год с небольшим после падения Бакиева, как временный президент).
Станет ли Жапаров жертвой бунтов 2025 или 2030 года? Или поселится в 47-й колонии рядом с коллегой? Даст ли себя арестовать сопротивления или подобно Атамбаеву станет отстреливаться, убив по данным следствия одного из спецназовцев? Возможно, Садыру Нургожоевичу удастся обмануть судьбу. В отличие от прочих президентов он избран уже после осуждения и отсидки. Жапаров получил 11,5 лет за попытку захвата в заложники губернатора Иссык-Кульской области Эмильбека Каптагаева, провёл в заключении 3,5, освобождён своими сторонниками в ходе свержения Жээнбекова и стал лидером Киргизии, набрав 79,18% голосов.
Шансы усидеть сейчас и не сесть в будущем у него есть. Прошедший одновременно с выборами референдум о переходе к президентской форме правления дал 81,29% за усиление исполнительной власти. Говоря о грядущих отношениях с Москвой, Жапаров подчеркнул:
«Россия — наш главный стратегический партнер. Мы жили при Союзе 70 лет вместе, после развала Советского Союза в течение 30 лет являемся стратегическими партнёрами и остаёмся ими».
Так говорили и остальные, однако на практике партнёрство выглядело односторонне.
Всё это время из Киргизии бежало славянское население, сократившееся с 1989 года с втрое — с 1033 до 356 тысяч и не только потому что страна бедная. Поневоле задумаешься о переезде, если твою квартиру, при демонстративном бездействии полиции штурмуют гопники, требующие чтобы «оккупанты» убрались. Или в русское кафе раз за разом приходят другие гопники, съедают сколько влезет и не платят. Разъясняя, что киргизы кормили Россию 70 лет и теперь имеют право компенсировать затраты. Вероятно списания долгов на 488,9 млн долларов и безвозмездной помощи ещё на 425 млн в одном только 2017 году маловато было.
Столь же грустно обстоят дела у российских коммерсантов, пытающихся работать в Кыргызстане. Накануне визита Владимира Путина в Бишкек 28 марта 2019 года были подписаны договоры об инвестициях в золотые месторождения в Таласской и ураново-ториевые в Джалал-Абадской областях, однако затем всё рухнуло. Урановую сделку запретили под давлением внезапно озаботившейся экологией общественности. Вокруг золотого рудника, за которые российская сторона уже заплатила 100 млн долларов и ещё больше инвестировала, также возникла общественность, требующая передачи Киргизии, не оговоренной в договоре, доли. Когда же шантаж не сработал, рудник просто разгромили и разграбили.
Может быть при новом президенте ситуация изменится? Хочется верить, однако пока что господин Жапаров требует пересмотра соглашения по добыче золота, то есть по факту оказывается на стороне погромщиков. И его можно понять: после поездки Путина в Бишкек Киргизии безвозмездно выделено ещё 50 млн долларов. На стабилизацию бюджета и выплаты малоимущим. Ну, как можно перестать доить такого щедрого и всепрощающего партнёра!
Есть правда маленькая проблема: народ нищает, а инвесторы из страны бегут толпами. Только за январь-сентябрь прошлого года отток инвестиций составил 719,8 млн долларов при их поступлении в 398,4 млн. Но это не так страшно: даже после очередного бунта несложно прихватить нажитое непосильным трудом и осесть в одной из братских стран. Коллеги Акаев из Москвы и Бакиев из Минска подтвердят.