Несколько часов назад Алексей Навальный опубликовал на странице в Instagram ролик, в котором назвал дату своего возвращения в Россию. Политик заявил, что уже купил билеты на воскресный авиарейс компании «Победа» и прилетит в Россию 17 января.
«Вопрос „возвращаться или нет“ передо мной не стоял никогда. Просто потому, что я не уезжал. Я оказался в Германии, приехав в неё в реанимационной коробке, по одной причине: меня пытались убить», — таким текстом сопроводил оппозиционер свое видео.
Блогер также отметил, что осознает возможные о последствиях своего возвращения:
«Слуги Путина действуют как обычно: фабрикуют новые уголовные дела против меня».
Нужно отметить, двумя днями ранее на сайте mos-gorsud.ru появилось сообщение о регистрации в Симоновском районном суде Москвы дела на Алексея Навального — «Об отмене условного осуждения в связи с неисполнением возложенных обязанностей, уклонением от возмещения вреда или совершением нового преступления».
Сам Навальный прокомментировал эту ситуацию в Twitter, написав, что новое дело зарегистрировано после обращения Федеральной службы исполнения наказаний, у которой возникли претензии к исполнению им правил условного осуждения в конце декабря прошлого года, за день до истечения срока наказания.
ФСИН настаивает на том, что политик нарушил условия освобождения по делу «Ив Роше» 2014 года, согласно которому оппозиционера осудили на три с половиной года условно, обвинив в мошенничестве. При этом, как сообщает РБК, условный срок Навального закончился в 2018 году. Испытательный срок составил пять лет, до конца 2019 года, позже его продлили еще на год — до 30 декабря 2020 года.
Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш, комментируя сообщение ведомства, говорила, что служба исполнения наказаний знала о том, что Навальный находится на лечении в Германии, но требовала «явиться в инспекцию завтра», угрожая в противном случае заменить условный срок реальным.
Кроме того, 29 декабря 2020 Следственный комитет РФ сообщил, что против Навального и «иных лиц» возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК).
По данным СК, Навальный, являясь фактическим руководителем нескольких некоммерческих организаций и действуя вместе с иными лицами, потратил более 356 миллионов рублей на личные цели. Навальный и представители ФБК* эти обвинения отвергают и называют политически мотивированными.
Как считает журналист и политолог Максим Шевченко, с учетом сложившейся ситуации возвращение на родину может быть крайне опасным для оппозиционного политика:
— Окно возможностей тут не очень большое. Понятно, что он будет мгновенно арестован в аэропорту. Ему даже не позволят выйти из самолета, я уверен просто. Его арестуют прямо в момент приземления. А может даже на борту, поскольку российская авиакомпания является территорией Российской Федерации, даже находясь в воздухе. И все распоряжения выполняет капитан воздушного судна, он обладает полнотой власти. Второй момент, допустим, если он выходит к людям, ему позволяют пройти границу, чтобы арестовать уже за границей, перед людьми. Это будет значить, что в России влиятельные группы силовиков и государственных чиновников планируют нечто аналогичное Февральской революции 1917 года, то есть госпереворот. Признаков такого я очевидных не вижу. Вижу смутные отдаленные намеки на недовольство Путиным со стороны группы элит. Но чтобы прямо решиться на такую акцию — в это, честно говоря, трудно поверить. Алексей Навальный стоит перед выбором. Прилететь — и быть арестованным. Понятно, если его арестовывают, то по уголовному делу его быстренько проводят в СИЗО или тюрьму, где он сидит. И никто уже не будет возвращать, подобно делу «Кировлеса», обвинительный приговор. Тут уже совсем другая история.
Таким образом, надеюсь, он понимает, что он не станет никаким узником совести, а просто будет отрезан полностью от мира, не сможет говорить. И никакие правозащитники к нему не будут допускаться. Даже сомнений в этом нет. Его сподвижники, которые находятся на Западе, в эмиграции, в том числе его семья, безусловно, развернут политическую активность. Но мне кажется, что овчинка выделки не стоит в данном случае. Поэтому, конечно, трудно предположить, на что рассчитывает Алексей Навальный. Но я думаю, он рассчитывает на то, что «Победа» откажется его сажать на борт. Что авиакомпания имеет полное право сделать, заявив, допустим, что это может привести к нежелательным политическим эксцессам на борту самолета. Что он такой скандальный пассажир, что авиакомпания не хочет его перевозить. Отказать в перевозке. Авиакомпания имеет право это сделать в отношении любого пассажира, не объясняя даже причин отказа.
* - Внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранных агентов