В Киеве почувствовали запах «жареного»

Украинская ГТС пустеет: новые российские газопроводы отбирают транзит и заставляют забыть о политике и думать об экономике

23700
В Киеве почувствовали запах «жареного»
Фото: ZumaTAСС
Материал комментируют:

Объем транзита российского газа через Украину в 2020 году сократился на 38% и составил 55,8 миллиарда кубометров, сообщил руководитель компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон в колонке для украинского издания «Экономическая правда».

«С одной стороны, „Газпром“ заплатил за мощности в размере 65 млрд м3, потому что в контракте Украина добилась присутствия нормы „качай или плати“. С другой, это наименьший показатель за последние 30 лет», — отметил он.

По его словам, «даже в 2014-м, когда „Газпром“ прилагал все усилия для снижения поставок газа в ЕС, чтобы не допустить реверса газа из Европы в Украину», транзит через Украину составлял 62 млрд кубометров. Как пояснил Сергей Макогон, при проектной мощности газотранспортной системы в 146 млрд кубометров транзита это означает загрузку ГТС менее чем на 30%.

Руководитель «Оператора ГТС Украины» считает, что угрозой для украинского транзита является не только «Северный поток — 2» (завершающий этап строительства в территориальных водах Дании должен начаться 15 января), но и «Турецкий поток» с его продолжениями через Болгарию и Сербию.

Читайте также
США получили «прививку Трампа» США получили «прививку Трампа» Несмотря угрозу импичмента, пока еще действующий президент США предотвратил «блицкриг» либералов

«Это может привести к потере транзита до 15 млрд м3 — объемы, которые раньше шли в Венгрию, Сербию и Хорватию», — констатировал он.

Сожаление руководителя украинской компании вызывает то, что другие российские добывающие компании или поставщики из Средней Азии не могут экспортировать газ в Евросоюз через Украину. В то же время он понимает, что если существенно не изменятся спрос в Европе или геополитика в регионе, то объемы транзита в 90−100 млрд кубометров маловероятны.

Транзит российского газа через Украину осуществляется по соглашению, достигнутому в декабре 2019 года. Оно действует до конца 2024 года и гарантирует 65 млрд кубометров в 2020-м и по 40 млрд кубометров в 2021—2024 годах. В январе этого года «Газпром» снизил транзит на 50 млн кубометров в сутки по сравнению с декабрем.

«Газпром снизил транзит газа через Украину с ~180 млн в сутки (конец декабря) до ~130 млн в сутки (начало января)», — написал ранее на своей странице в «Фейсбуке» Сергей Макогон.

При этом заверил, что «ГТС Украины» готов обеспечит больший объем, если будут заявки от «Газпрома».

Между тем, «Газпром» с 1 января 2021 года начал поставки газа в Сербию, Боснию и Герцеговину по новому маршруту. Как сообщает пресс-служба российской компании, из России газ транспортируется по «Турецкому потоку», далее по территории Турции, затем по национальной газотранспортной системе Болгарии поступает в Сербию, где распределяется и подается потребителям Сербии и Боснии и Герцеговины.

«Турецкий поток» — это современный, эффективный и надежный газопровод, востребованный европейскими потребителями. Число стран Европы, которые с помощью «Турецкого потока» получают российский газ, выросло до шести. Теперь, наряду с Болгарией, Грецией, Северной Македонией и Румынией, такую возможность себе обеспечили Сербия, Босния и Герцеговина", — сообщил председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.

По его словам, с начала эксплуатации «Турецкого потока» его загрузка выросла в 2,2 раза, а для европейских потребителей — в 2,5.

Завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин считает такое падение транзита через Украину ожидаемым.

— С одной стороны, есть контракт на прокачку газа, в котором зафиксировано снижение объемов прокачки. С другой стороны, сказались особенности 2020 года: не просто сократился транзит, но и снизился экспорт газа из России в Европу.

При этом отмечу, что если брать 2019 год, то экспорт планировался более позитивный, и Россия планировала более высокий транзит, что и было прописано в контрактных обязательствах. Украина получила меньший объем транзита, то есть не докачала, но деньги из-за условия «качай или плати» получила.

Естественно, это является фиксацией текущей ситуации, когда в приоритете более экономически эффективные маршруты как за счет тарифа, так и за счет контрактных условий по этим маршрутам.

«СП»: — Насколько оправданы опасения Макогона в отношении российских газопроводов, которые он считает главными конкурентами украинской ГТС?

— Понятно, что «Северный поток — 2» еще не введен, но уже заработал «Турецкий поток», через который прошла часть объемов. Да и те объемы, которые показала Украина, пришли благодаря декабрю: похолодало и объем прокачки был более высокий. Иначе данные (по транзиту — ред.) были бы еще ниже.

Снижение ожидаемо, но украинская сторона прекрасно понимает, что это позитивный год по транзиту по сравнению с тем, что будет дальше. Далее снижение будет больше, как и записано в контракте. Те объемы, которые проходили в 2020 году через украинскую ГТС, частично пойдут через южное направление. Это мощности, которые в конце года были запущены в развитие «Турецкого потока». И по северному направлению после ввода «Северного потока — 2» ожидается также переключение на этот маршрут, так как тариф по нему существенно благоприятнее, чем по украинскому маршруту.

«СП»: — Как это отразится на Украине и ее ГТС, будет ли она востребована?

— Здесь возникнут новые задачи для Украины, которые придется решать по части ГТС. Сейчас же у нее более актуальные вопросы. По требованию МВФ страна приняла решение о либерализации рынка, переходу на рыночные принципы ценообразования. Однако накануне было заявлено, что от этого временно придется отказаться и вернуться к регулируемому тарифу, поскольку в этот холодный период на всех биржах — и европейских, и азиатских — идет рост цен на газ. Так как Украина получает газ не напрямую из России, а с европейских бирж, то это сильный рост цен для украинских потребителей.

Но если ценовое регулирование вернется и цены будут ниже рынка, то кто-то это должен компенсировать. И здесь вопрос — кто источник денег? Во все времена таким источником была как раз плата за транзит, и эти деньги направлялись не на модернизацию ГТС, а на покрытие «дыр» на внутреннем рынке, на обеспечение благоприятных цен. И тут тоже возникает вопрос — а что будет с самой ГТС? Даже те деньги, которые сейчас платятся (за транзит — ред.), будут оттянуты на другие нужды. Понятно, что сложная экономическая ситуация, но тут возникает вопрос к дальнейшей способности ГТС обеспечивать те объемы прачки, которые она обеспечивала до недавнего времени.

Читайте также
"Навальный для нас довольно чуждый политический деятель" «Навальный для нас довольно чуждый политический деятель» Писатель Герман Садулаев о том, что делать с оппозиционером в воскресенье

«СП»: — Европейские компании явно опасаются американских санкций, несмотря на заверения властей ряда стран ЕС поддержать бизнес. На днях появилась информация о выходе из проекта датчан. Удастся ли противникам «Северного потока — 2» остановить проект?

— Были разосланы письма от американской администрации с предупреждением, но при этом с юридической точки зрения ситуация этой недели ничем не отличается от ситуации двухнедельной давности. Фактически это просто письма-уведомления и не более. Все прекрасно знали про конфигурацию американских санкций, которую заложили в оборонный бюджет и к ним готовились. Ничего нового в этой части не произошло, проект продолжает реализовываться. На компании, на которые ранее ограничения напрямую не налагались, сейчас ограничения могут быть наложены, они могут проинформировать, что напрямую с проектом работать не будут, но это всё было заложено в сценарий еще в прошлом году.

Есть суда, которые готовы к строительству. Оно велось в декабре. Сейчас должно продолжится в датских водах. А если есть суда, оборудование и это не подвержено санкциям, то можно спокойно строить. Тем более что следующий целевой горизонт — это осенне-зимний период уже 2021−2022 года. До этого особой потребности в этих мощностях нет, поэтому можно спокойно достраивать и вводить газопровод.

Сейчас, конечно, придётся из-за погоды аккуратно проводить все работы. Далее встанут вопросы сертификации, страхования и другие, которые надо решить, договариваться по ним параллельно с достройкой, а далее вводить в эксплуатацию и работать.

При этом к позитиву можно отнести, что новый президент США заявил о планах тесно сотрудничать со своими партнёрами, союзниками, принимать решения совместно. А Германия и Еврокомиссия достаточно четко высказали свою позицию — газопровод должен быть построен и введен в эксплуатацию. Думаю, эта позиция повлияла и на те исключения, которые появились в новом санкционном пакете в отношении «Северного потока» и появились варианты решения проблем. Компромисс можно достичь.

Украине пора перестать думать о том, как ставить палки в колеса и что-то ухудшить, а думать, как сделать предложение транзита через свою ГТС более комфортным, чем альтернативные варианты, искать варианты конкурентоспособной работы на рынке. Тогда могут быть взаимоприемлемые решения, потому что в стране есть мощные системы ПХГ и ГТС — хотя со времен СССР они не развивались — которые находятся в непосредственной близости к Европе. Сейчас есть выбор: либо просто их похоронить, либо использовать экономически привлекательно. Но тут надо забыть о политике, а выстраивать экономические конфигурации.

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Леонид Хазанов

Эксперт-экономист

Михаил Рощин

Старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня