Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика / Нагорный Карабах
15 января 2021 20:01

«Транссиб Закавказья»: Чем Азербайджан рассчитается с Россией за победу над Арменией

Если Баку не согласится, то беспилотники «Охотник» могут испытать и в Карабахе

18815

Конечно, это просто совпадение, что тяжелый ударный беспилотник С-70 «Охотник» отбомбился по наземной мишени на полигоне Ашулук буквально на следующий день после того, как состоялась первая послевоенная трехсторонняя встреча Путина, Алиева и Пашиняна. Тем не менее, начавшиеся реальные испытания новейшего российского дрона-невидимки оказывают косвенное, причем довольно сильное влияние на последствия «Арцахской войны».

Начнем с того, что для Путина урегулирование застарелого азербайджано-армянского конфликта в Карабахе является политически важной задачей. Дело не только в имиджевой составляющей, хотя и она важна. Куда важнее взять под контроль закавказский «задний двор», в который лезут турки и американцы.

Надо понимать, что как со стороны Азербайджана, так и со стороны Армении раздаются громкие голоса, причем влиятельных политиков, которые недовольны попыткой Москвы примирить Ереван и Баку. Если посмотреть на итоги четырехчасовых переговоров Путина, Алиева и Пашиняна, можно увидеть, что до урегулирования карабахской проблемы далеко как до Луны.

Читайте также
США выбивают союзников «Северного потока-2» по одному Почему компании, участвующие в строительстве выходят из игры одна за другой, и есть ли чем их заменить?

Да, стороны выступили с совместным заявлением для прессы и даже обнародовали соглашение из четырех пунктов о начале работы по «разблокированию» региона. Но Ереван и Баку под разным углом смотрят на Карабах.

Накануне трехсторонней встречи пресс-секретарь Пашиняна Мане Геворкян заявила, что для Армении критически важно восстановить транзит через Нахичевань в Иран, тогда как Баку этого категорически не хочется. Речь идет о так называемом «Транссибе Закавказья», трансрегиональной железной дороге, которая могла бы способствовать быстрому развитию экономики Армении.

Добавим, что «Транссиб Закавказья» является самым коротким путем из Европы в Иран, и вообще в Центральную Азию. Чтобы было ясно, какие деньги стоят на кону для Москвы и Еревана, напомним: в 1980-х годах СССР имел примерно по $1 млрд. транзитных доходов в год.

Анкаре и Баку этот проект не просто даром не нужен, но и опасен. Те, кто не в курсе, Азербайджан фактически ввел запретные тарифы на железнодорожные перевозки из России в Иран через свою территорию. Если называть вещи своими именами, именно Алиев поставил крест на прямом транзите грузов в обе стороны, а также похоронил многие совместные российско-иранские экономические проекты. Теперь же Пашинян, наверняка, не без подачи Путина, настаивает на возобновлении работы «Транссиба Закавказья».

Причем, Путин явно торопится. В соответствии с трехсторонним соглашением, подписанным 11 января, Россия, Азербайджан и Армения должны сформировать рабочую группу во главе с заместителями премьер-министров. К 1 марту должен быть подготовлен список совместных проектов, ключевым из которых должен стать ренессанс «Транссиба Закавказья».

Комментируя послевоенное развитие Карабаха, Путин сказал: «Уверен, что реализация этих соглашений пойдет на пользу как армянскому, так и азербайджанскому народу и, без всякий сомнений, пойдет на пользу региону в целом, а значит, и интересам Российской Федерации».

В чем, собственно, выгода для Азербайджана от «Транссиба Закавказья», не совсем понятно. Кое-какие деньги за перевалку грузов на 60-километровом участке ж/д в Нахичевани Баку получит. Но Армения, Иран и Россия выиграют намного больше. Понятно, что найдутся центры силы, в том числе и в Вашингтоне, и в Анкаре, которые будут давить на Алиева, требуя от того продолжить блокаду трансрегиональной железной дороги.

Следовательно, велика вероятность, что Баку будет вставлять палки в колеса Москве в ее закавказских экономических инициативах. С учетом того, что миротворческий мандат России в Карабахе имеет пятилетний срок (продление которого зависит от согласия сторон), в конце 2025 года может начаться очередная «Арцахская война», и не факт, что выиграет Азербайджан.

Победа Алиева во многом связана с текущим военным преимуществом Баку над Ереваном. На сей счет опубликовано великое множество мнений, но есть смысл прислушаться к словам вице-премьера Ю.Борисова. Юрий Иванович, не так давно, говоря о российской госпрограмме вооружения, предельно четко сказал: «…Посмотрите, насколько изменился характер военных конфликтов с применением беспилотных средств. Это уже устойчивый тренд. Сначала это средства разведки, сегодня это еще и ударные средства. Карабах показал, как они работают».

В Турции тоже назвали беспилотники Bayraktar TB2 оружием победы Азербайджана. Об этом, в частности, написала крупнейшая в Анкаре проправительственная газета Takvim, которая поставила разработку «Байрактара» в число самых больших достижений Эрдогана. А вот мнение Мэтью Брайза, старшего научного сотрудника Атлантического совета, бывшего посла США в Азербайджане и бывшего американского посредника в Нагорно-Карабахском конфликте: «Передовые беспилотные возможности, приобретенные Азербайджаном у Турции и Израиля, похоже, убедили Баку в том, что у него есть военное преимущество перед Ереваном».

Если предположить, что через пять лет Россия доведет до ума беспилотник «Охотник», и Армения не только купит его, но и освоит новые Су-30 (которые в ближайшее время должны резко усилить ВВС республики), то военное преимущество Азербайджана мгновенно испарится. Напротив, сила будет уже на стороне Еревана. Такое развитие событий не является чем-то недостижимым. Более того, с учетом того, что российский ВПК демонстрирует способность решать самые сложные технические задачи, можно смело предположить, что к 2025 году дрон С-70 будет принят на вооружение и станет экспортным оружием.

Как бы ни нахваливали «Байрактар», БПЛА «Охотник» намного мощнее и быстрее. Он выполнен по схеме «летающего крыла» и несет ракеты во внутрифюзеляжном отсеке, то есть повторяет концепцию сверхсекретного американского самолета-невидимки F-117A «Ночной ястреб». Эксперты американского журнала National Interest считают, что наш беспилотник не уступает ударному дрону компании Lockheed Martin RQ-170.

Опыт прошедшей 44-дневной войны показал, что Россия, да и США — тоже, не допустят прямого вмешательства армии Турции на стороне Азербайджана. Если Ереван и Баку вцепятся через 5 лет, то драться будут один на один.

Читайте также
Шойгу приготовил для Пентагона несколько «подарков» Что год наступивший готовит российской армии

Такое развитие событий предсказывают многие эксперты, в том числе американские. Слишком уж велика взаимная вражда. Так, Джеймс Ставридис, отставной адмирал Военно-морских сил США, комментируя возможное примирение, сказал: «Я несколько раз посетил обе страны. Неприязнь и недоверие пронизывали все вокруг. Оба тогдашних министра обороны ненавидели друг друга… все, о чем они хотели говорить, — это о двуличии и продажности другой стороны».

Чтобы хоть как-то заставить стороны сесть за стол переговоров, прежде всего победивший Азербайджан, Москва должна жестко придерживаться политики кнута и пряника. Причем кнутом может запросто стать БПЛА «Охотник», который сведет на нет преимущество, обеспеченное «Байрактарами».

Фактически Баку разрешили захватить только те территории (чуть больше), которые были обозначены в рамках мирных инициатив Минской группы, с той лишь разницей, что Ереван их должен был передать добровольно. Поэтому не так уж и не правы те эксперты, которые считают «неучастие Москвы» в «Арцахской войне», как политику давления на армянских «соросят». Если же заупрямится Баку по проекту «Транссиб Закавказья», то «все может начаться сначала».

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня