Власти якобы собираются выделить на социальные расходы дополнительные полтриллиона рублей. Цель — купировать недовольство падением уровня жизни россиян перед осенними выборами в Госдуму.
По информации источников Reuters в правительстве РФ, речь идет о тратах 0,5% от прогнозируемого ВВП на 2021 год (то есть около 580 млрд рублей), чтобы «люди почувствовали, что власти знают об их финансовых проблемах и делают все, чтобы им помочь».
По данным агентства, о выделении средств должен объявить лично Владимир Путин в ходе своего обращения к Федеральному собранию. Дата его пока не определена. Однако, тот факт, что анонсировать меры будет президент, возможно, даст преимущество партии власти в сентябре.
— Предполагаемую раздачу властями денег нельзя расценивать иначе, кроме как предвыборную подачку электорату, — считает главный политический советник председателя ЦК КПРФ, д. и. н. Вячеслав Тетекин.
«СП»: «Подачка»? Сумма кажется не маленькая…
— Сейчас есть два крупных фактора, влияющих на ситуацию. Долгосрочный — продолжающееся уже в течение восьми лет падение доходов населения. Власти, хотя и знают об этом, и периодически говорят о необходимости исправить такое положение, ничего эффективного не предпринимают. Доходы населения по-прежнему падают, количество бедных, нищих увеличивается, средний класс, который должен быть опорой этого режима, скукоживается. Об этом говорят сами его представители. И конца этой тенденции не видно.
Второй, краткосрочный, фактор — во время ограничений, связанных с эпидемией, сильно пострадал малый бизнес, особенно в сфере услуг. А также пострадали те люди, которых перевели на удаленку. Кому снизили зарплату, кого просто уволили. Все это очень сильно дополнительно ухудшило положение населения. И если в первую волну эпидемии власти хоть что-то предприняли, чтобы ослабить тяготы миллионов людей, то во вторую волну — ничего так и не сделали. И не собирались делать. А тут бах, накатываются выборы. Надо хоть какую-то конфетку, хотя бы маленькую, не шоколадную, а леденец, народу бросить.
Конфетка, конечно же, лежалая. Эти полтриллиона рублей валялись в разного рода государственных «кубышках». Так, в ФНБ сейчас больше 13 млрд рублей (год назад было вдвое меньше — авт.), еще более чудовищные средства хранятся в золотовалютных резервах — примерно 46 трлн рублей в иностранных банках и золотом запасе. То есть на руках у государства находится примерно 50−55 трлн рублей свободных денег. Из них они готовы раздать полтриллиона. Это ни о чем! Это никакого существенного результата не даст.
«СП»: Полпроцента всего лишь. Мизер…
— Плюс накладываются обычные бюрократические проблемы. Вот они «прокукарекали» про 500 млрд рублей, а как они будут распределяться, кому они пойдут, кому достанется, а кому нет, сколько разворуют по дороге? Обычное дело. До самого конечного потребителя денежки, скорее всего, не очень-то дойдут. Обязательно ограничат круг получателей, заставят людей собирать множество справок, доказывая, что они не верблюды. В общем закончится это обычным пшиком. Но шуму вокруг этого будет много. Мол, какое у нас хорошее правительство, как здорово заботится о людях.
«СП»: А как надо?
— Нужно вкладывать средства в развитие экономики, в первую очередь реального сектора, чтобы люди могли честно и много за-ра-ба-ты-вать. А этого власть не делает. Не разовые подачки нужны народу. Сейчас дали денег, потом больше не дадут. Неизвестно, будет ли такое еще хоть раз. Людям нужен нормальный стабильный заработок. Тогда и наступит стабильность и спокойствие. А сейчас они пытаются вколотить это спокойствие полицейскими дубинками. Из этого ничего не выйдет, кроме усиления социальной напряженности.
Политические последствия раздачи средств населению разъяснил политолог Дмитрий Еловский.
— Во время избирательной кампании люди пытаются получить от власти хоть шерсти клок, потому что потом можно не получить вообще ничего. Поэтому часть граждан может на это отреагировать положительно. Но надо понимать, что это носит фоновый характер. Для итогов выборов гораздо больше зависит от того, как партии смогут провести мобилизацию своего актива.
То есть той же «Единой России» это даст возможность апеллировать к той части населения, для которой эти выплаты будут важны. Это достаточно большая часть — те, кто живет за чертой бедности, и для них эти суммы могут оказаться весомым аргументом для голосования за представителей власти.
«СП»: Похоже на подкуп. Причем не своими, а общими — бюджетными деньгами. Ради достижения политического преимущества над левой оппозицией…
— Нельзя сказать, что это совсем уж нечестный обмен. Власть выплачивает определенную сумму денег, люди на основе этого принимают свое решение. Конечно, к демократии это относится не очень, но люди получат хоть какую-то пользу. Что касается левой оппозиции… Результат, например, коммунистов зависит от того, как они смогут оседлать протестную повестку и собрать ее под своим крылом.
Проблема же эсеров в том, что они не могут в принципе определить свою позицию на политической карте. И пока они этого не сделают, ни их собственные усилия не будут им помогать, ни популистские меры власти, вроде раздачи денег, не будут их топить. Люди не понимают зачем вообще нужна эта партия. В отличии от КПРФ, голосование за которую им нужно, чтобы показать власти свое недовольство.
Не думаю, что раздача денег будет иметь для выборов критический характер. Это поможет «Единой России» отчитаться, что в критической ситуации они хоть что-то делают для людей, делятся с ними, а не только забирают себе. Поэтому вряд ли это даст колоссальный прирост к рейтингу партии власти. Но при грамотном донесении этого факта до избирателей это может добавить несколько процентов.
Тем временем Дмитрий Песков не подтвердил сообщения о планах российских властей выделить 500 млрд рублей перед выборами для «снижения недовольства населения». По его словам, это не соответствует действительности ни с точки зрения целей выделения финансирования, ни с точки зрения его объемов. «Нет каких-то разовых сумм, которые планировалось бы объявить в ближайшее время», — сказал Песков. Таким образом, ситуация оказалась еще хуже, чем предполагали эксперты «СП». Но может президент поправит своего пресс-секретаря?