Американский инженер, миллиардер, основатель компаний основатель компаний Tesla и SpaceX, разрабатывающих электромобили и космические корабли, Илон Маск обратился к официальному Twitter-аккаунту президента России Владимира Путина с предложением пообщаться в социальной сети Clubhouse.
«Would you like join me for a conversation on Clubhouse? (не хотите присоединиться ко мне для разговора в Clubhouse?)» — написал он. И уже на русском добавил: «Было бы большой честью поговорить с вами».
Clubhouse, доступ в который возможен только по приглашению, стремительно набирает популярность. Общение в этой соцсети происходит в «комнатах» и «клубах» по интересам в реальном времени. Сделать запись и позже прослушать разговор нельзя, записывать разговоры запрещено.
Самый богатый человек планеты Илон Маск увлекается проектами, которые, по его мнению, меняют мир. Это и космические корабли, и электромобили, и искусственный интеллект, и Hyperloop. Иногда его идеи выглядят фантастическими, но, как известно, от фантазии до воплощения иногда проходят столетия, а иногда лишь несколько лет. О чем же хочет поговорить знаменитый фантазер, умеющий воплощать свои фантазии почему выбрал столь оригинальный способ привлечения внимания российского президента?
По мнению ведущего научного сотрудника Центра исследования проблем безопасности РАН Константина Блохина, Маск в очередной раз хочет продемонстрировать, что он в тренде — на одной волне с соцсетями.
— Мне кажется, что это попытка Маска показать, что он на одной волне с новыми технологиями. С его стороны это пиар, а также пиар этой новой платформы.
Известно, что Путин не сидит в соцсетях, не пишет, как Трамп, в Twitter. Другие президенты, кстати, тоже этим особо не занимаются, этим занимаются специальные команды. Почему он Путина решил пригласит, а не, например, Байдена?
«СП»: — Может ему захотелось поговорить о российско-китайской лунной программе или возрождении Hyperloop? Маск ведь очень интересуется Луной, Марсом и давно вынашивает идею транспортного трубопровода через Россию.
— Путин должен обсуждать это с Дмитрием Рогозиным. Думаю, что это предложение в экстраординарном стиле Маска. Завтра он еще что-нибудь предложит. Наш президент на него даже реагировать не должен.
— Если бы Илон Маск реально хотел бы лично пообщаться с президентом России, то он явно известил бы об этом его администрацию не через Twitter, — поддерживает коллегу политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев. — Очевидных поводов для организации сеанса прямого общения американского миллиардера с Владимиром Путиным нет. Более того, с учетом демонизации фигуры российского лидера на Западе (в особенности — среди прогрессистского электората и демократических политиков, чьи симпатии много значат для Маска), реальная попытка наладить личный контакт с Путиным обернулась бы для бизнесмена скорее репутационным и, возможно, экономическим ущербом.
«СП»: — А что Маск реально мог бы предложить Путину, России?
— Приобретение западных технологий в рамках сделки с Максом означало бы символическую капитуляцию целого ряда российских производственных отраслей перед зарубежными конкурентами. Кроме того, российскую модель технологического развития в последние десятилетия действительно можно описать при помощи ответа одного из героев мультфильма «Летучий корабль» на вопрос о том, сможет ли он создать одноименное чудо инженерной мысли. «Построишь? Куплю». Однако ни разу этот принцип не использовался в отношении неких сверхинновационных разработок.
Российский истеблишмент в принципе консервативен в отношении вопросов научно-технического прогресса, что вполне объяснимо: его развитие в последние годы создает угрозы для благополучия именно тех экспортно-ориентированных отраслей, которые в настоящий момент выступают в роли экономического фундамента существующей политической системы. Кроме того, емкость российского потребительского рынка (как, впрочем, и «государевой казны») на данный момент существенно отличается от показателей периода дорогой нефти. Маск мог бы многое предложить российскому руководству, но его представители и не смогут, и не захотят приобретать соответствующую продукцию или технологии.
«СП»: — Известно, что Маск увлечен различными космическими проектами, в том числе освоением Луны и Марса. Проекты по освоению этой планеты существуют в ряде стран, включая Россию. Может ли этот вопрос стать предметом обсуждения Маска и Путина?
— Илон Маск наверняка осведомлен о том, что Роскосмос умеет осваивать бюджеты (но не космическое пространство). И также хорошо ему известно, что решение профильных задач этим ведомством осуществляется зачастую по принципу «либо я, либо ишак, либо эмир». К тому же космические проекты Маска осуществляются при финансовой поддержке властей США. С учетом только лишь этого обстоятельства предложение о реализации совместного с Россией проекта в области освоения космоса обернулось бы для Маска серьезными проблемами.
«СП»: — В числе проектов Маска высокоскоростной трубопровод Hyperloop, о котором ранее говорили, что этот транспортный тоннель мог бы использоваться для перевозки пассажиров, а также грузов из Азии в Европу через территорию России. Может ли этот проект заинтересовать Россию и чем, учитывая крепнущие связи Китая и с Россией, и с Европой, и Шелковый путь?
— Российская экономика на сегодняшний день пребывает в не лучшем состоянии. Реализация куда менее масштабных инфраструктурных проектов (таких, как «Северный поток-2», «Турецкий поток» и «Сила Сибири») стала для нее серьезным испытанием на прочность.
Попытка воплощения в РФ проекта Hyperloop (предполагающая наличие соответствующих производств и кадров с должной квалификацией) невозможна по чисто экономическим основаниям. Для этого нужны существенные финансовые резервы, современная промышленная база на уровне Китая или США, корпус инженерно-технических кадров соответствующего ранга и целая армия высококвалифицированных индустриальных рабочих. Россия не располагает сейчас ни одним из этих ресурсов.
Руководитель Института космической политики Иван Моисеев отметил, что Маск человек оригинальный и для него просто интересно и полезно пообщаться с российским президентом. А вот в вероятности совместных проектов в космической отрасли эксперт усомнился.
— Их не может быть в принципе, потому что Маск не собирается заниматься Луной и Марсом. Ему никто за это не заплатит, а он предприниматель. Он говорит о том, что будет заниматься и что-то делает, но для существования предприятия оно должно приносит прибыть. Луна и Марс — убыточные вещи, поэтому ими везде и всегда занимаются государства. Частные фирмы занимаются этим постольку-поскольку, потому что государство за это платит. Маск, запуская аппараты, оказывает услугу, это не его планы и решения.
Такая встреча от пиар-кампании к реальным вещам не приведет, так как это разные субъекты деятельности. У государства одни цели, у предпринимателя — другие. Если говорит о планах по освоению космоса, то надо говорить с теми, кто планирует.
«СП»: — Так может Маск как раз и хочет обсудить предоставление услуг своих компаний, которые весь успешно работают на этом поприще?
— У него великолепные пусковые услуги и связь. Но Россия не может стать их заказчиком, потому что у нас есть свои рабочие, которые делают это. Если мы будет покупать это на стороне, то что скажем своей космической отрасли? Зачем она тогда вообще нужна?