Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика / Власть
18 февраля 2021 07:35

К 400-летию пропаганды: те же, там же и о том же

Почему российские «распространители» не отрабатывают затраченные на них средства

3290

У пропаганды есть «свидетельство о рождении», и даже папа. По гороскопу она «рак», ведь появилась на свет в июне 1622 года, благодаря распоряжению римского папы Григория XV о создании Sacra Congregatio de Propaganda Fide — Священной конгрегации по распространению веры.

Новое учреждение АП (администрации папы) задумывалось, как проводник католицизма в страны тогдашнего третьего-четвёртого-пятого мира, а позже для противостояния активной «диссидентской движухе», направляющейся туда же. Dissidens — буквально «несогласный», так называли «раскольников среди раскольников», различные религиозные течения протестантов. Судите сами, насколько умнО употреблять, навязываемое нынче клише «ковид-диссидент», ибо с вирусами нельзя «соглашаться» или «не соглашаться», зато с принимаемыми мерами — очень даже.

Впрочем, сейчас о другом. «Пропаганда» могла получить и другое имя, скажем «экспансия». Латинское expansio тоже имеет в одном из значений смысл «распространения», однако папа назвал так, и мы привыкли, поэтому в следующем году грядёт 400-летний юбилей именно «пропаганды».

Читайте также
«У матушки России есть великая цель: Победить США без единого выстрела» Победа над СССР в Холодной войне 1.0 может привести к поражению Запада в Холодной войне 2.0

Возразят, дескать, формирование общественного мнения началось сразу, как только это самое общество появилось. Кто бы спорил, наверняка, первые вожаки заметили, что управлять коллективом звуками гораздо менее энергозатратно, чем дубинами. А уж когда люди стали активно обмениваться друг с другом, понадобилось специальное умение, чтобы не только информировать других о нужном, но и выгоды ради уговаривать на не совсем нужное, а то и побуждать их к совсем не нужному.

По преданию маркетинг был разгадан ещё Сократом, который любил ходить по базарам, приговаривая: «Как много здесь вещей, без которых я так легко могу обойтись». Торгаши всегда были впереди по коммуникациям, во-первых, практики больше, во-вторых, плата за ошибки — конкретна.

Полемизировать о вреде и пользе пропаганды вообще, всё равно, что спорить с пьяницей о плакате «Не пей!». Или гнобить Марь Ванну за то, что она распространяет про 2Х2=4, да ещё деньги за это получает. Ведь пьянице, наверное, в детстве тоже внушали про алкоголь, а Марь Ванна, она, как, зажигает устремление к математике или, наоборот, «тушит»?

Те же торгаши подметили — природа не терпит пустоты. Не зря, например, «Кока-кола» тратит огромные бюджеты на поддержание бренда, хотя казалось бы. Но в компании понимают — если «свернуться», образовавшуюся «дыру» тут же заполнят конкуренты, со всеми вытекающими из неё последствиями. Как произошло с советской и антисоветской пропагандой. Когда перестали убеждать и занялись бесконечным повторением пройденного. А без развития нового качества, банальное количественное повторение — уже не «мать учения», а обыкновенное «заикание».

От великого до смешного путь короткий. Вроде бы совсем недавно по историческим меркам, в марте 1958 года Эдвард Хантер (это он придумал термин — brainwashing «промывание мозгов»), выступил на слушаниях в Конгрессе США: «Преимущество коммунистов в пропаганде очевидно». Или другой аспект.

В Первую мировую германцы не жалели средств на идеологическую обработку противника и результаты были, да ещё какие: от дезертирства и братаний на фронтах до выхода России из войны. Конечно, здесь не только заслуга немецкого «агитпропа», не станем преувеличивать, но определённую лепту он внёс. Главный посыл был точен: за что умирать-то? За «распутинского» царя? За непонятные «интересы»?

Во Вторую мировую войну (только листовок на советские позиции сброшено до 5 млрд) многие темы германской пропаганды с давних времён не только не сменились, но и добавились: от «засилья жидов-комиссаров» до «бойни в интересах англо-американских империалистов» (это активно популяризировал Власов). Однако, несмотря на «Жданова, обжиравшегося пирожными в блокадном Ленинграде» и «Сталина, расстрелявшего миллионы», СССР в той войне победил. В чём же причина?

Ответ, как ни странно, можно найти в обращении Власова к «народу» от 1943 года: «…я увидел, что ничего из того, за что боролся русский народ в годы гражданской войны, он в результате победы большевиков не получил…».

Читайте также
Они «хуже» Артёменко? Доживи мои родственники-ветераны до сегодняшних дней, они бы не встали в один ряд вместе с «поправочниками»

А чуть выше он же: «Я сын бедного крестьянина из многодетной семьи, родился в Нижегородской губернии… Я прошел путь от рядового бойца до командующего армией и заместителя командующего фронтом. Я был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и медалью XX лет РККА…»

Если, «народ ничего не получил», то как же ты «сын бедного крестьянина» умудрился стать командующим? Исключение? Ну, что ж посмотрите тогда другие биографии и станет понятно, что та советская пропаганда, хоть и «красила» действительность, но не являлась откровенной «Нарнией». Как сказал много раньше римский император Марк Аврелий про заговорщиков против своей власти: «Мы не настолько плохо жили, чтобы они победили».

Почему пропаганда мутирует в «пропагандонство» (это не про способ, это оценка) вопрос долгий и для другого раза. Но первейший признак вырождения, когда всё чаще и чаще начинают звучать призывы «работать с молодёжью». Ну, так и работайте, чего зря кричать-то? Или «тех же, там же, в том же и о том же» молодёжь уже не воспринимает?

Чем старше мозг, тем меньше образуется свежих нейронных связей — предпочтение отдаётся уже сложившимся. По мнению нейробиологов, к 35 годам большинство из нас перестает воспринимать новую музыку, а к 40 уже не хочется пробовать необычную еду. Таким образом, удерживать внимание возрастной аудитории не в пример легче, чем «переключать» на себя внимание молодых. Например, даже система телерейтингов заточена под «пожилой и малоподвижный субъект» по выражению Константина Эрнста (а уж он-то разбирается!). Проблема не в «старых песнях о главном». Ориентация на подобный «сегмент» — деньги на ветер, если подразумевается не развлечение, а пропаганда. Акцентирую — ПРОПАГАНДА. Малоподвижные «движуху» не устраивают.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня