Практику многодневного голосования, протестированную во время «общественного опроса» по поправкам в Конституцию РФ и единого дня голосования в прошлом году, планируется распространить на выборы в Госдуму. Об этом рассказал заместитель председателя Центризбиркома Николай Булаев.
«Временный порядок голосования в течение нескольких дней подряд, который действует до 30 мая, вероятнее всего, будет пролонгирован до единого дня голосования. Такое решение может быть принято 10 марта», — приводит его слова пресс-служба ЦИК РФ.
Изначально многодневное голосование было введено в связи с ограничениями из-за коронавируса, так как якобы помогало обеспечить нужное дистанцирование на участках и дать возможность проголосовать всем желающим. Однако сейчас заболеваемость в России идет на спад, а к 19 сентября, когда состоятся выборы, статистика тем более должна улучшиться. Поэтому аргументация властей в пользу трехдневного голосования выглядит сомнительно.
Тем не менее, такую новость вряд ли можно назвать неожиданной. Еще в июле Госдума приняла поправки в избирательное законодательство, которые предусматривают возможность голосовать на выборах и референдумах в течение нескольких дней, но не более трех. В свою очередь глава ЦИК РФ Элла Памфилова сообщала, что выборы в 2021 году с высокой долей вероятности пройдут в течение трех дней и Центризбирком должен быть к этому готов.
Как считает политолог Илья Гращенков, практика многодневного голосования облегчает провластным силам возможность фальсификаций на выборах, так как физически очень сложно проконтролировать, что происходит с урной и бюллетенями в течение нескольких дней.
— Многие говорят, что трехдневное голосование позволяет при желании скорректировать результаты так, как необходимо. Говорить об удобстве или неудобстве, на мой взгляд, абсурдно, до этого почти 30 лет мы обходились без трехдневного голосования, и это не создавало никаких неудобств.
Просто под предлогом коронавируса было внедрено нечто, что теперь помогает избиркомам работать с документами. И раньше многих ловили за руку, когда они что-то подбрасывали или переписывали, но за три дня практически невозможно повлиять на происходящее на участках. На ночь все уходят, урна остается в помещении, и проконтролировать, что с ней происходит в этот момент, физически невозможно. Можно верить, что избиркомы у нас честные и не занимаются фальсификациями, а можно не верить. В любом случае, поделать с этим уже ничего нельзя.
Распространение практики многодневного голосования помогает власти держать голосование на контроле и получить нужный результат. Я не утверждаю, что повсеместно будут использоваться фальсификации. Но это еще одна гарантия, что власть получит необходимые ей цифры. Если нужно, то в крайней случае им поможет это трехдневное или, как его еще называют, пеньковое, голосование.
Речь даже не идет о том, что федеральный центр будет сознательно этого требовать в каждом конкретном случае. Он, как правило, хочет, чтобы их люди в регионах своими силами смогли добиться честной победы для власти. Но очень часто эти люди просто не знают, как это сделать — рейтинги власти низкие, а от ни требуют их в два раза увеличить. Поэтому многие заранее готовятся к выборам, зная, что самый простой способ добиться нужного результата — поставить избиркомам нужные цифры. Трехдневное голосование этому не то, что помогает, но настолько облегчает эту задачу, что комар носа не подточит.
«СП»: — Можно ли как-то обеспечить контроль над урнами во время многодневного голосования, возможно, использовать камеры, другие технологии?
— Можно, конечно, попытаться приковать себя наручниками к урне, но думаю, такого человека все равно выгонят, и урна останется «ночевать» в одиночестве. Что с ней может произойти за это время? Все, что угодно. В моей 15-летней практике работы политтехнологом я видел многое, вплоть до урн, которые стояли на люке, и в какой-то момент всех отвлекали, урна опускалась в люк, а из него выезжала другая. Прямо как в цирке, когда фокусник вытаскивает кролика якобы из шляпы. Но если раньше для фальсификаций нужна была ловкость рук, то сейчас можно обойтись даже без нее, ведь есть целых три дня.
От масштабных фальсификаций власть удерживает только одно — боязнь повторения 2011 года, когда даже менее значительные нарушения привели к протестам на Болотной площади. Поэтому власти, конечно, хотелось бы, чтобы как плохо люди ни жили, они все равно сами голосовали за нее, как за меньшее зло, а иначе «будет как на Украине». Но постепенно в некоторых регионах исчерпываются даже эти факторы, поэтому приходится прибегать к крайним методам.
Депутат Саратовской областной думы от КПРФ Николай Бондаренко убежден в том, что с помощью многодневного голосования власть намерена удержать большинство в парламенте.
— Это ожидаемая инициатива, так как с самого начала было понятно, что многодневное голосование вводится для выборов в Госдуму. Это один из важнейших этапов для действующей власти, но в условиях падения реальной поддержки граждан и полного исчерпания доверия, единственное, на что может опираться власть — это фальсификации. С тем, что многодневное голосование открывает бесконечные возможности для подтасовки результата -думаю, понятно.
На предыдущих выборах не единичными, а повсеместными были ситуации, когда после закрытия избирательных участков и удаления наших членов комиссии и наблюдателей, в помещениях УИКов ночью загорался свет, и председатели смотрели, насколько волеизъявление граждан соответствует необходимым результатам. Просвечивание конвертов или просто их вскрытие — это то, что видела на последних выборах вся наша страна.
Для власти выборы в Госдуму имеют принципиальное значение, потому что господство в парламенте гарантирует им проведение дальнейшей политики в интересах чиновников и олигархов и принятие антинародных законов, позволяющих залазить гражданам еще глубже в карман, лишать их национальных природных богатств.
Распространение практики многодневного голосования — это прямой расчет власти сохранить свое политическое господство. Помимо фальсификаций, оно дает возможность на местах аккумулировать и использовать административный ресурс, потому что в течение одного дня сделать это очень трудно. Врачи, учителя, студенты, понимая, к чему приведет принудительное голосование, пытаются «откосить» от участия в избирательном процессе, ссылаясь на здоровье или семейные обстоятельства. Но многодневное голосование поможет согнать на участки максимальное число подневольных граждан.
Мы, как оппозиция, должны убедить граждан в необходимости голосования именно в единый день, а не досрочно, чтобы избежать фальсификации и искажения наших голосов.