Владимир Путин назначил замсекретаря Совбеза РФ Дмитрия Медведева своим заместителем и председателем президиума в президентском Совете по науке и образованию.
Прежние заместители Путина в совете сдвинулись в иерархии вниз. Действующий помощник президента РФ, экс-министр образования Андрей Фурсенко стал секретарем этой структуры, а президент РАН Александр Сергеев — членом президиума.
Численность совета увеличена с 40 до 48 человек, а президиума — с 11 до 19. В его состав также вошел вице-премьер Дмитрий Чернышенко, недавно возглавивший созданный премьер-министром Михаилом Мишустиным Координационный центр правительства.
Пресса восприняла назначение Медведева как аппаратное событие. «Путин назначил Медведева на еще одну должность», «Владимир Путин „подарил“ Медведеву новый чин», «Карьерный рост: Медведев стал замом Путина и в другой структуре», такие заголовки встречаются в Сети.
Не исключено, что это назначение — реакция на скандал, случившийся на февральском заседании Совета по науке, в ходе которого молодой ученый из Новосибирска Анастасия Проскурина рассказала Путину, что получает всего 32 тысячи рублей в месяц, а не 78 тысяч рублей, как предполагает указ главы государства.
Способен ли решить проблемы науки автор афоризма «денег нет, но вы там держитесь»?
Председатель профсоюза работников РАН Виктор Калинушкин надеется на увеличение финансирования российской науки.
— Теперь науку и образование будет курировать человек, имеющий очень высокий статус. Ведь помимо должности есть еще неофициальный статус человека. Дмитрий Анатольевич очень давно во властных структурах. Был на самых высоких уровнях. Должен хорошо знать систему управления, людей. Всем руководил, ситуацию в науке тоже представляет. Это правильно для такой важнейшей отрасли. Ну а вот как он сможет распорядиться этими своими возможностями, посмотрим.
«СП»: — Что нужно науке и образованию?
— Ключевая проблема российской науки — абсолютно недостаточное ее финансирование. Во всех развитых странах мира, которые нам ставят в пример, куда нам предлагают рваться, в «пятерку», на науку тратится не меньше двух процентов ВВП. В России один процент с небольшим. И все. С учетом того, что нам надо обгонять конкурентов, два процента от ВВП просто необходимы. Именно в это упирается исполнение указа президента.
«СП»: — Действительно, российская цифра — 1,1% - ничтожна. В то время как в США на науку тратили 2,74%, в Китае — 2,12%, в Германии — 2,94%, в Республике Корея — 4,24%. Неудивительно, что в Новосибирске ученым не доплачивают вопреки указу президента…
— В последние годы было два указа президента, касающиеся финансирования науки. Первый указ был о том, что к 2015 году финансирование надо увеличить до 1,77% от ВВП. Это стало бы логичной базой для второго указа об увеличении зарплат научных сотрудников не менее чем до двух средних зарплат по региону. Первый указ с блеском провалили. Но второй указ не подкорректировали. Тогда ФАНО РАН подсуетилось, наш профсоюз митинг проводил — в итоге какие-то деньги выделили, с трудом, но стали этот указ выполнять.
Путин тогда говорил, что должно быть и финансирование госзаданий, то, что называют бюджетом, и внебюджетка. А внебюджетку откуда взять, если финансирование науки не увеличили? Общий пирог остался того же размера. Даже если тот или иной институт, пусть и заслуженно, начинает получать больше, то значит, в других местах получают меньше. Общая картина такова, что за счет госзаданий обеспечивается примерно 70 процентов средств на выполнение указа президента, а оставшихся 30 процентов, которые должны идти из внебюджетки, у многих институтов нет.
«СП»: — Кто-нибудь наказан за неисполнение указа Путина о росте финансирования науки в 1,77 раза? Как вообще можно не выполнить указ главы государства?
— Нам объясняли потом, что исполнение этого указа снято с президентского контроля. По моему мнению, кто-то должен был за его неисполнение ответить. Но не ответил.
«СП»: — А не Медведев ли был в 2015 году главой правительства?
— Медведев.
Административные аспекты назначения нам пояснил экс-сотрудник администрации президента, гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
— Нормальная практика для всех советов при президенте состоит в том, что председателем является президент, а заместителем советник, помощник по направлению.
«СП»: — Так и было — замом был Фурсенко, но теперь его сдвинули вниз ради Медведева…
— Поскольку главная должность Медведева сегодня — заместитель секретаря Совбеза РФ, то его назначение в совет по науке и образованию означает, что эти вопросы становятся вопросами Совбеза. У нас Совбез — это аналог советского Политбюро ЦК КПСС. У них даже заседания проходят в один и тот же день. Поэтому формально на языке чиновников уровень этих вопросов поднят. А неформально… Возможно, Дмитрия Анатольевича надо чем-то занять.
«СП»: — Так он же занят в Совбезе?
— Чем? Там есть аппарат, который формирует повестку к заседаниям, согласует ее между членами Совбеза, готовит некий итоговый документ, который представляется потом президенту, который и принимает решение. Поэтому там не так уж много вопросов, требующих от Медведева конкретных действий. Работа важная, но не убийственно тяжелая.
В этих условиях заместитель секретаря Совбеза — вроде как начальник всех силовиков, которые члены Совбеза, но с другой стороны по Конституции у нас все силовики подчиняются президенту. Они даже перед секретарем Совбеза не отчитываются. Его задача — формировать бумажку из их бумажек. Он им по сути тоже не начальник.
Да, замсекретаря Совбеза — это очень высокая почетная должность. Фактически еще один «вице-президент» наряду с премьер-министром. С точки зрения статуса, назначение в Совбез Медведева было понятно и обосновано. Но с точки зрения функций… Назначение в совет по науке даст ему более конкретную задачу наряду с общими задачами в Совбезе.
Президент реально руководить советом по образованию не будет. А Медведев — отличный администратор. Если перед ним поставить задачу заставить кого-то работать, то он с этим легко справится. Для науки это скорее хорошо. Вопросы науки пойдут не через министра, секретариат, а напрямую. Многие бюрократические механизмы будут работать быстрее и поэтому эффективнее.
Главный политический советник председателя ЦК КПРФ, д. и. н. Вячеслав Тетекин не верит в успех нового куратора российской науки.
— Нужно вспомнить, что Медведев был и премьером, и президентом. И что за эти годы изменилось в науке и образовании? У нас шла постоянная деградация. В это время фактически была уничтожена Академия наук, в том виде, в котором она была создана еще Петром I. И тогда же повальное уничтожение сельских школ нанесло чудовищный удар по системе образования и жизни на селе.
Вслед за ликвидацией сельских школ ликвидировали сельские поселения. Это был конец нашей деревни. В те же времена руками Сердюкова, который был поставлен на Минобороны тандемом Путина и Медведева, был нанесен удар по системе военного образования. Легендарная Академия им. Жуковского фактически уничтожена. И как от Медведева ждать прорыва в науке теперь?
И наконец мы видим, что опять во главе направления поставлен не профессионал. Медведев — юрист сомнительной репутации, о его юридических подвигах неизвестно. Но у нас в стране научную систему всегда возглавляли профессионалы. Вот говорят, раньше политбюро все решало. Ничего подобного. Без совета с Келдышем (президент Академии наук СССР) никаких серьезных реорганизаций не затевали.
Это все аппаратные игры. Видимо, Медведев мается в Совбезе. Предполагаю, что Патрушев ему не очень позволяет вмешиваться в его дела. Вот и дали ему должность в системе науки и образования. На самом деле там, как говорят, рулит Ковальчук. Так что ничего кроме «новых эполетов и прибамбасов» для Медведева в этой истории нет.
«СП»: — Вы критически оцениваете научные достижения современности. А как же Сколково?
— Сколково забирает бюджетные деньги, которые потом непонятно на что идут. И этим лишаются средств традиционные всемирно известные российские научные школы вроде Новосибирского академгородка, подмосковных наукоградов. По моему мнению, Сколково еще и выкачивает отсюда идеи и гонит их потом на Запад. Это чистейшей воды колониализм. Существование Сколково противоречит нашим национальным интересам и является угрозой безопасности.