Лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает, что Совет Федерации нужно упразднить, а управление в России сделать централизованным. «Совет Федерации вообще не нужен. Россия — унитарное государство, если будем развивать федерацию, — нам конец, русские везде будут в меньшинстве. Нам нужно централизованное государство, называться должно просто «Россия», — заявил всегда отличавшийся экстравагантностью политик на круглом столе в Государственной думе.
А ведь действительно — почему бы и нет? Ни для кого ведь не секрет, что сейчас российский Сенат — это такой совершенно декоративный орган, своеобразный отстойник для сбитых политических летчиков, когда ушедшие в отставку губернаторы или иные чиновники досиживают там в тишине и довольстве свой век, получая совсем нехилую зарплату на уровне министров. Или же там кормятся люди, которым Путин считает себя чем-то обязанным — как, скажем сенатор Нарусова, вдова Анатолия Собчака, учителя и наставника нынешнего российского президента, и мама скандальной Ксюши Собчак.
Впрочем, для Жириновского подобные политические заявления — обычное дело. Ранее Владимир Вольфович уже предлагал не менее радикальны изменения, в частности, сокращение сроков полномочий для всех руководителей и системы управления государством.
«Единая форма деления страны на регионы — губернии с административными границами. Во главе государства — Верховный правитель», — написал он в своем Телеграм-канале в июле 2019 года.
И вот очередная инициатива. Стремление к переменам у лидера ЛДПР, как говорится, налицо.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, комментируя заявление Жириновского, вспомнил старый русский водевиль «Лев Гурыч Синичкин»:
— Для чего сказал, очевидно. Как говорила Раиса Минична Сурмилова: «Возьмите меня на сцену, а то зрители забудут». То, что приходится выдвигать на видные места откровенно никаких людей, признак кризиса жанра.
Кроме того, Жириновский всегда именно экстравагантными высказываниями добивался своей политической популярности. Ничего нового для него не произошло.
И, наконец, поскольку Жириновский всегда так делал, то его электорат состоит из тех, кто считает подобные высказывания правильными и разумными. Другие не стали бы голосовать за Жириновского в 1993-ем.
«СП»: — А если все-таки посмотреть на смысл сказанного?
— Это старая логика. Он утверждает, что Россия — унитарное государство. Это не так. Мы живем в Российской Федерации. То есть оно уже не унитарное. Жириновский утверждает, что Россия унитарное государство, потому что ему так хочется. А по сути он говорит о том, что федеративная форма дает привилегии всем национальностям, кроме русских, потому что дает им дополнительную государственность.
Жириновский говорит, что у русских нет самостоятельной республики, поэтому надо все национальные республики, может быть, края сделать областями. И тогда Россия будет действительно унитарным государством. На территории областей будут проживать разные народы, но все области будут одинаковы. Вот к чему он призывает, апеллируя к гордости великороссов.
«СП»: — Тогда, наверное, стоит пояснить, причем тут Совет Федерации.
— Это Палата регионов, и главный принцип ее формирования в том, что от каждого региона там равное количество представителей. А в Думе не так — там по числу жителей, по избирательным округам. Вот Жириновский и говорит, что не нужны регионы, у которых один депутат и два сенатора. У нас во многих регионах именно так.
Иногда бывает, что в регионе есть сенаторы, а депутат есть только потому, что по закону один депутат на регион должен быть, хотя на округ населения и не хватает. По закону не должно быть двух регионов в одном округе. Есть республики (чаще всего именно республики), которые имеют собственный округ при меньшем числе граждан, для попадания в Госдуму им надо меньше голосов. Это в общем можно трактовать как несправедливость.
Жириновский и говорит — «давайте сделаем однопалатный парламент». Двухпалатный парламент обычно бывает либо в монархиях, так как это традиция, либо в федеративных государствах, так как верхняя палата — это палата федерации. А если государство унитарное, то верхняя палата не нужна.
Как я понимаю, Жириновскому она не мешает, но надо же что-то крупное предложить, потому что экстравагантное решение должно быть еще и масштабным, иначе его никто не заметит, либо над ним посмеются.
С другой стороны, Федерация у нас окраинная, и региональные активники говорят, чем они хуже: кто-то республика, а они всего лишь область, хотя в 5 раз больше. Эти настроения Жириновский эксплуатирует, и в этом беда. Он прекрасно чувствует настроение. Пока в экономике все хорошо, это одно. Если социально-экономическая ситуация ухудшается, начинаются националистические выверты.
Руководитель Центра развития региональной политики политолог Илья Гращенков заметил, что ЛДПР — это партия яркого человека.
— Яркий человек должен все время оставаться ярким, заявлять то, что с точки зрения его избирателя будет поддерживать это реноме. Однако поскольку у нас люди в принципе, разуверились во власти, то считают, что любая система власти бесполезна, жрет бюджетные деньги, всех надо упразднить, оставив Верховного правителя, который будет мудрою рукой раздавать бюджетные деньги населению. Это хайп перед выборами.
«СП»: — Почему же Совет Федерации попал под это?
— Владимир Вольфович — депутат Госдумы и собирается переизбраться. Было бы странно стрелять себе в ногу, предлагая Думу упразднить. И зачем кусать руку Мишустину. Так что самое безобидное — Совет Федерации, поскольку все равно никто не понимает, чем они занимаются.
Думаю, что это популистский призыв Жириновского, напоминание о себе накануне выборов.
«СП»: — Что стоит за словами о централизованном государстве?
— У нас действительно империя, Москва, которая забирает доход из нефтеносных и прочих регионов, распределяет по России так, как считает нужным. Если развивать федерацию, то богатые регионы будут требовать больше. Определенный перекос в экономике возможен.
У нас действительно такая федерация, которая требует унитарного управления. Другое дело, что в этом должна быть какая-то демократическая логика, а не квазиимперская, когда миллиарды тратятся на проекты, которые не приносят никакого дохода. Речь идет о проектах супермасштабных, но в нынешней ситуации бессмысленных — вроде мечты о полете на Марс.
Жириновский и его электорат — это как раз про полет на Марс, а не про реальное развитие. Такие радикальные призывы против Совета Федерации ставят Жириновского в один ряд с диктаторами, которые приведут Российскую империю к светлому будущему.