На днях российские сторонники бывшего лидера Ливии Муаммара Каддафи почтили память погибшего во Франции арабиста, общественного активиста движения «Желтых жилетов» Франка Пучарелли. Пучарелли был активным сторонником легендарного главы Ливийской Джамахирии (так официально называлось государство), иногда выступал как пресс-секретарь французских каддафистов.
Несмотря на то, что в нынешнем году исполнится уже десять лет со дня гибели Муаммара Каддафи, у него по-прежнему есть сторонники в России, считающие себя не участниками фан-клуба яркой исторической фигуры, а распространители идей, зародившихся в некогда одной из беднейших стран мира и превративших ее в преуспевающее государство арабского мира. А, значит, считают российские каддафисты, ливийский опыт заслуживает более внимательного отношения в нашей стране.
Вначале было … газетное слово. В середине 1990-х российские сторонники Муаммара Каддафи начали издавать газету «Аш Шамс» («Солнце» в переводе с арабского). В ней публиковались материалы по истории Ливии, репортажи из этой страны, выступления лидера Джамахирии. Издание было оппозиционным российской власти — в нем появлялись материалы с жесткой критикой постсоветской действительности. На страницах газеты выходили интервью с Альбертом Макашовым, статьи Николая Яковлева (автора популярной книги «ЦРУ против СССР»), Сергея Кара-Мурзы и других авторов левого направления.
Газета распространялась чаще всего бесплатно — на публичных акциях в Москве, Санкт-Петербурге, рассылалась почтой в регионы, в том числе через приемные депутатов Госдумы Олега Шеина и Георгия Костина. Редактировал «Аш шамс» бывший армейский офицер Александр Кривобоков. В советский период он неоднократно бывал в Ливии в числе советских военных советников при правительстве Каддафи. Кроме того, выступил одним из организаторов и активных участников Общества советско-ливийской дружбы.
Финансировал газету Кривобоков за счет средств от спонсоров, в том числе и в Триполи. Трудно сказать, возлагал ли Каддафи серьезные политические надежды на своих российских сторонников, или же просто отдавал дань уважения былой помощи от советских друзей.
Кроме выпуска газеты Кривобоков проводил публичные акции и научные форумы. Один из них состоялся в апреле 2002 года в Казахстане и назывался «Современные модели развития и Третья всемирная теория». Однако к концу 2000-х помощь из Ливии фактически прекратилась, а на скромную военную пенсию тянуть работу организации стало не по силам. В настоящее время Александр Кривобоков отошел от политики, живет в городе Новошахтинске Ростовской области, трудится преподавателем ОБЖ в одной из школ.
Молодое поколение появилось примерно в середине 2000-х. Сегодня они объединены в «Сообщество сторонников Джамахирии «За Каддафи и его народ» — официальное название организации. Его координатором является известный московский левый активист Володар Коганицкий. Ранее он состоял в АКМ (Авангарде красной молодежи) — предтече «Левого фронта». После трансформации АКМ вместе с единомышленниками пошел своим путем — создал «Сообщество» и сайт Каддафи.ру.
На сайте выкладывались свежие номера «Аш шамс» (последний вышел в 2007-м), публиковались новости из Ливии, в 2011 году проводился электронный сбор подписей под обращением к российскому руководству выйти из режима международных санкций против Ливии
Володар рассказал, что в настоящее время организация не может похвастаться каким-то особым количеством участников — в ней несколько десятков активистов в различных городах страны, преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Впрочем, в городе на Неве сторонники Джамахирии оказались не слишком идейно стойкими. Поначалу они с размахом создали «Зеленый комитет» (по названию «Зеленой книги» — главного труда Каддафи), однако позднее начались метания — сначала ребята примкнули к местным экологам, частично отбросив историко-политическую составляющую движения, а недавно и вовсе сплелись в протестном экстазе со сторонниками Навального. Есть сторонники «Сообщества» в Донецке, но в последнее время связь с ними потеряна. Кстати, во время боевых действий на Украине в 2014 году Володар со своими сторонниками помогал в сборе гуманитарной помощи жителям Донбасса и российским ополченцам.
У российских каддафистов две ежегодно отмечаемые памятные даты 2 марта (в этот день в 1977 году Ливийская арабская республика была преобразована в Джамахирию) и 20 октября (день гибели в 2011 году Муаммара Каддафи). В октябре ребята традиционно несут розы к ливийскому посольству, вызывая раздражение его обитателей, поскольку на значительной части Ливии (территории подконтрольной ПНС — силы признаваемой ООН как «законное правительство») идеи Каддафи запрещены, а его сторонники подвергаются арестам и казням.
Иногда члены «Сообщества» устраивают благотворительные акции — в начале января этого года провели бесплатную раздачу новогодних подарков. Устраивают и творческие вечера — один из них состоялся в марте и был посвящен 150-летию Парижской коммуны. Главное сегодня в работе организации, по словам, Володара, «пропагандировать Третью всемирную теорию человеческого развития», которая представляет собой причудливую смесь арабского национализма, социализма и ислама суннитского толка.
Как отмечает Коганицкий, «теория Каддафи превратила Ливию в успешно развивающееся государство — по состоянию на 2010 год она входила в 50 наиболее процветающих стран в мире». Собеседник отмечает, что в Ливии «не было парламента — его роль выполняли народные комитеты, созданные по всей стране» — такая своеобразная децентрализация по-ливийски.
В настоящее время члены «Сообщества сторонников Джамахирии» активно поддерживают сына Муаммара Каддафи — Саифа аль-Ислама и надеются на его победу на президентских выборах в декабре нынешнего года.
Идеи Каддафи (называвшего себя «простым бедуином ливийской пустыни»), конечно, отдают анархизмом, а период его правления можно назвать временной победой взглядов Бакунина и Кропоткина в этой пустынной (90 процентов территории), но богатой нефтью стране. Именно поэтому, возможно, эти идеи так полюбились некоторой части идейной заряженной российской молодежи. Наверное, это здорово, только не следует упускать из виду, что в час подогретых извне межплеменных раздоров и вторжения неприятельской силы у «народных комитетов» не нашлось своей силы на адекватный отпор агрессору. Впрочем, урок о неготовности к отпору проискам внутренних и внешних недругов кому, история дала и нам тоже.