Обвиняемые в подготовке государственного переворота в Белоруссии и покушении на главу республики Александра Лукашенко признались в преступном замысле. О том, как собирались действовать, заговорщики рассказали в фильме «Убить президента», который в среду, 28 апреля, был показан по белорусскому телеканалу ОНТ.
Напомним, о разоблачении группы лиц, готовивших покушение на президента Белоруссии, стало известно 17 апреля. Политолог Александр Федута и адвокат Юрий Зенкович, имеющий помимо белорусского гражданства еще и паспорт гражданина США, были задержаны сотрудниками ФСБ в Москве. Еще одним фигурантом дела стал лидер оппозиционной партии БНФ Григорий Костуев. Им всем — впервые, кстати, в истории Белоруссии — предъявлено обвинение в попытке госпереворота с целью захвата власти.
Что касается четвертого участника преступного замысла, имя которого до настоящего времени не называлось, то в фильме упоминается некая 44-летняя Ольга Голубович, бывшая сотрудница фирмы Зенковича «Американский юридический центр». Она тоже является членом БНФ и, как утверждается, участвовала в передаче денег для подкупа военных, которые якобы были готовы участвовать в мятеже. В фильме показаны кадры оперативной съемки, как женщина кладет конверт в ячейку камеры хранения одного из автовокзалов Минска.
Как оказалось, белорусские спецслужбы взяли Зенковича на контроль, еще когда тот, находясь в США, начал прощупывать почву: возможно ли организовать военный переворот в Белоруссии?
О том, что в центре заговора был «свой человек», благодаря которому каждый шаг заговорщиков контролировался белорусским КГБ, ранее рассказал президент Лукашенко.
Но Зенкович об этом, естественно, не знал и откровенно обсуждал с агентом, который выступил в роли высокопоставленного военного, планы мятежа, а также пытался через него получить сведения о силовых структурах и настроениях в армии.
В фильме демонстрируются съемки скрытой камерой одной такой встречи, во время которой юрист убеждает собеседника в том, что, если военные помогут убрать лидера страны, в мире им будут «только рукоплескать», а в Белоруссии «те, кто его либо арестуют, либо прибьют, станут героями для всего народа».
Уже в качестве обвиняемого Зенкович рассказал с экрана, что при подготовке к перевороту решалось три задачи: «нейтрализация непосредственно руководства страны, арест, например, интернирование или физическое устранение», блокирование подразделений, которые могли оказать сопротивление, и «занятие символических объектов города». При этом себе он отвел роль чуть ли не второстепенную — «был, по сути, использован как технический организатор» неким Дмитрием Щигельским, живущим тоже в США. Хотя не стал отрицать и контактов с представителями американских спецслужб, которые якобы приходили к нему в офис с предложением поработать на американское правительство.
Вину признал и Костуев. По его словам, он дал возможность втянуть его в такие разговоры, и это уже стало для него преступлением. В свою очередь политолог Федута, сознавшись в участии в заговоре, сообщил, что «действительно, обсуждался вопрос о возможности в случае реализации заговора занятия ряда учреждений». В первую очередь, по его словам, медиа, узлов связи, с отключением на некоторое время Интернета.
По данным следствия, заговорщиками прорабатывалось несколько сценариев захвата власти и физического устранения президента страны: атака на параде 9 мая в Минске, нападение с гранатометами на президентский кортеж, уничтожение загородной резиденции. Финансировалось все это из-за рубежа. Бюджет покушения — 10 млн. долларов.
Однако целью, как оказалось, был не только Лукашенко. Но и его сыновья, а также высокопоставленные должностные лица — всего более тридцати человек.
В картине есть кадры, как Зенкович обсуждает убийство белорусского лидера с оппозиционным активистом Николаем Автуховичем, который со знанием дела говорит, что «уничтожить Луку можно сейчас только в воздухе, если есть необходимые вещи. Это „Игла“ или наподобие „Стингера“. Или еще в Украине есть своя такая ракета, которая стоит 80 тыс. долларов. И нужны специалисты, которые могут это сделать».
Автухович — это глава тех самых, по выражению Лукашенко, «последних мерзавцев», которые готовили взрывы по всей стране. Он был задержан в начале декабря 2020 года и проходит по делу о терроризме и незаконном хранении оружия.
Как пишет в своем Телеграм-канале белорусский политолог Александр Шпаковский, сейчас «заговорщики валят вину друг на друга и пытаются прикинуться невинными овечками. Оказывается их всех «втянули» и «использовали».
По его мнению, эти россказни никого не убедят, так как все действия заговорщиков задокументированы на различных этапах, и они даже не подозревают, какие материалы есть у следствия.
«Поэтому никаких шансов юлить у заговорщиков, особенно у Федуты с Зенковичем, нет. Налицо организованная преступная группа, объединенная общим умыслом по захвату власти, с конкретным распределением ролей», — отмечает автор.
Шпаковский признался, что в фильме для него самым показательным стал момент, когда на вопрос одного из своих сторонников — «изменника Родины Кулаженко», понимает ли Зенкович, что предлагаемые им действия могут привести к гражданской войне в Белоруссии и большой крови, тот без колебаний ответил: «Да!».
Политолог также уверен, что в деле непременно всплывут новые подробности, поскольку «следствие дозировано выбрасывает информацию в массы».
По мнению другого белорусского эксперта, директора центра изучения и развития континентальной интеграции «Северная Евразия» Алексея Дзерманта, заговорщики не учли прочность системы белорусского государства, и это стало их главной ошибкой:
— Не учли и то, что среди силовиков предателей не найдется. Они пытались их подкупить, найти какие-то «входы-выходы», но их с самого начала поставили под контроль и, в общем-то, понимали, куда эти люди ведут дело.
По сути это авантюристы, которые думали свои какие-то амбиции и фантазии реализовать таким вот образом — с помощью американских спецслужб и их денег. Но слишком самоуверенны и амбициозны они были, что, собственно, и стало причиной провала группы.
Люди реально не понимали ситуацию в стране, не понимали, что предпосылок для успеха у них нет. Ну и силовые органы, в общем-то, оказались на высоте, и все это своевременно зафиксировали, выявили, не дали ни одного шанса им реализовать свои замыслы.
«СП»: — Но если за всем этим действительно стоят серьезные люди на Западе, разве они не представляли, на кого возложили такую сложную миссию?
— Думаю, частично представляли, конечно. Но надеялись, что эта попытка их удастся, что они чего-то добьются.
Другое дело, что, возможно, не одна такая группа была, а несколько. И просто эта самая неудачная была, самая непрофессиональная — с одной стороны. Но, с другой стороны, самая отмороженная.
Эти люди готовы были пойти на все. Поэтому на них в том числе и делали ставку. Их поддерживали. Хотя цели своей они так и не добились — взорвать ситуацию в стране, расшатать власть у них не получилось.
Наоборот, власть только укрепит свои позиции. Люди увидели, кто были эти заговорщики, что они планировали совершить и как профессионально их «отработали». Поэтому доверие к власти, в том числе и к президенту, естественно, вырастет.
Директор Института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников считает, что заговорщики совсем не похожи на профессиональных «шатателей» режима:
— Когда мы видим на экране, как эти люди бодро рассуждают о возможности блокирования минского ОМОНа и о противодействии воинским частям, начинаешь сомневаться в здоровье их рассудка. Сидят там два филолога, три юриста и строят планы, как они всех победят. Это смешно.
Но они-то думали, наверное, что им все по плечу. Поэтому и отвечать будут по полной строгости закона.
На самом деле это какая-то карикатура на белорусскую оппозицию. То есть никаких серьезных людей там нет.
Сидят какие-то странные немолодые мужчины и рассказывают друг другу, что сейчас они тут что-то невообразимое организуют.
На мой взгляд, сам их вид и речи — все это полностью должно деморализовать всех противников Александра Григорьевича. В том плане, что «за кем вы пошли, ребята? Кому вы поверили?»
Даже если бы их не разоблачили, ничего вменяемого — мы тоже это понимаем — сделать они не могли. Неприятности — да, конечно были бы. Прежде всего у тех, кто им бы поверил. Ну опять вывели бы на улицу несколько десятков, может, несколько сотен протестующих.
Все это абсолютно несерьезно. Мы знаем прекрасно, как в мире организуют серьезные акции. Пример — захват власти демократами в США, когда они неправомерно пересчитали голоса и потом еще устроили целое шоу. Вот люди, которые умеют захватывать власть.
«СП»: — Так в чем, по-вашему, ошибка заговорщиков?
— В том, что они во все это вписались. Заниматься серьезными государственными делами должны те, кто это умеет делать.
Недовольные властью люди есть везде. Это — нормально. Власть — не рождественский пряник, чтобы всем нравиться.
Понятно, что будут недовольны любой власть, какая бы она ни была. Будет кто-то недоволен Лукашенко, будет кто-то недоволен Путиным, кто-то недоволен Меркель, Макроном, Байденом, Си Цзиньпином, Эрдоганом. Но это не означает, что эти недовольные правомочны что-то сделать, тем более что у них потенция есть что-то сделать.
Посидеть на кухне и покритиковать власть — святое дело. В конституционных рамках выразить свое неудовольствие, написать статью, организовать согласованный митинг — пожалуйста. Это нормально. Признак любого здорового общества, когда люди законными методами могут выразить свое несогласие с той или иной позицией.
Но когда вроде бы солидные люди начинают рассуждать теми терминами и в той форме, как это было показано у этих заговорщиков, это выглядит несуразно и жалко.
И, конечно, это только в плюс Лукашенко. Потому что еще раз показана вся несерьезность людей, выступающих против него. Это клоуны.
«СП»: — Как воспринимать тогда признания Зенковича о том, что у него были контакты со спецслужбами США?
— Он очень аккуратно говорит, что приходил кто-то из ФБР, предлагал ему работать. Про ЦРУ вообще очень осторожно — мол, был второй человек, наверное, из ЦРУ. Наверное, был. А может, и не был.
Какие-то «четвертые пешки» в ряду. Ну пришли, спросили: «Не хотите поработать?», а он радостно: «Да, хочу!».
«СП»: — А то, что там упоминается советник президента США Майкл Карпентер, это случайность?
— Он же не сам приходил этого юриста вербовать. Речь идет о том, что эти люди, они как бы с ним связаны. Но мало ли, кто с кем знаком. Я думаю, что в США его даже не воспринимали серьезно, поэтому и никаких серьезных контактов там у него не было.
Делать из него такое «пугало» — да, на это Штаты могли пойти. Чтобы попытаться через него получить какую-то информацию. Или завербовать через него каких-то более серьезных людей. В такой игре он сгодился бы. Но это ни в коем случае не серьезная игра США на свержение Лукашенко.
«СП»: — Но ведь именно Штаты стояли за попыткой свержения президента Турции Реджепа Эрдогана в 2016 году…
— Да, конечно. Но помните, как это в Турции делалась, сколько военных в этом участвовало, какое количество организованных групп было, которые пытались захватить власть в крупных городах. Размах всего этого.
США никогда не отказывались, что они вмешиваются в политику других государств и могут принимать участие в госпереворотах. Они организовали множество покушений на кубинского лидера Фиделя Кастро, на его брата Рауля Кастро, убили иранского генерала Сулеймани и планировали еще массу чего-то подобного. Это правда. Но делалось это совершенно другими людьми, по другим сценариям, с другой организацией.
Рассчитывать, что белорусские заговорщики способны на что-то подобное, в здравом уме, мне кажется, невозможно.
А американцы — не дураки. Это серьезные, высокопрофессиональные люди. На клоунов они не ставят и с такими дилетантами не работают.
Дилетантов можно использовать в качестве своего рода «наживки» или «приманки», чтобы посмотреть, как на них среагируют белорусские спецслужбы. Это серьезные методы операций, и в этой части белорусских заговорщиков вполне могли использовать.