Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Штаты испытывают одновременно самовлюбленность и ненависть к самим себе

Два лица американской внешней политики

1559
Штаты испытывают одновременно самовлюбленность и ненависть к самим себе
Фото: Yay/TASS

«Свободная пресса» продолжает публиковать переводы авторов из альтернативных западных СМИ. Это далеко не та пропаганда, которую печатают в CNN, New York Times, Washington Post, Los-Angeles Times и других «авторитетных» медиаресурсах. Если вам интересно побольше о узнать об этих авторах, можно заглянуть сюда.


Прогноз Центра BESA No. 2 015, 4 мая 2021 года

Продолжающийся кризис в американской культуре выдвинул на первый план две, казалось бы, не связанных между собой тенденции — пропаганду технократического опыта, направленного на решение глобальных проблем, и осуждение т.н. неисправимого расизма Америки.

Американская дипломатия иллюстрирует эти тенденции на примере государственного секретаря Энтони Блинкена и посла США в ООН Линды Томас-Гринфилд. Обе тенденции основаны на пуританском морализме, согласно которому спасение трудно, если вообще возможно, а «кризис» — это средство для накопления силы.

И хотя американская внешняя политика всегда проявляла колебания, ее фактическая практика сохранила, по крайней мере, видимость последовательности. Но в период, когда американское общество в целом переживает психодраму, касающуюся расы, класса, истории, климата и «белизны», неудивительно, что это коснулось и дипломатических работников.

Государственный секретарь Энтони Блинкен и посол ООН Линда Томас-Гринфилд являются яркими примерами как интеллектуальных тенденций в среде американских элит, так и института американской дипломатии.

И в той, и в другой сферах бушуют чрезвычайные кризисы, дело с которыми придется немедленно иметь мировому сообществу. Но контраст между уровнем представления Блинкена о глобально ориентированном технократическом «опыте» и откровенным антиамериканизмом Томас-Гринфилд настолько глубок, что глубже не бывает. Ни у нее, ни у него интересы Америки не стоят на первом месте. Можно ли их примирить или объяснить?

Нет нужды повторять «родословную» Энтони Блинкена как сертифицированного (и свободно говорящего по-французски) интернационалиста. Его возвращение в госдепартамент было объявлено возвращением «американской честности и лидерства».

Каковы его приоритеты и методы? Его выступление на Виртуальном саммите лидеров по климату показательно. «То, что Соединенные Штаты могут сделать у себя в стране, может внести значительный вклад в то, чтобы потепление Земли оставалось на уровне 1,5 градуса по Цельсию, — заявил он, не вдаваясь в подробности. — Но, конечно, ни одна страна не может преодолеть эту экзистенциальную угрозу в одиночку».

Кроме того, Блинкен изобразил вызванное деятельностью человека изменение климата как настоящего монстра Франкенштейна, вызывающего «более частые и более сильные шторма; более длительные периоды засухи; более крупные наводнения; более сильную жару и более сильный холод; более быстрый подъем уровня моря; большее количество людей, лишившихся своих домов; больше загрязнений; больше астмы», а также «более высокие затраты на здравоохранение; менее предсказуемые сезоны для фермеров. И все это больше всего ударит по малоимущим, черным и коричневым общинам».

И что почти так же плохо, «Россия использует эти изменения для того, чтобы попытаться установить контроль над новыми пространствами. Она модернизирует свои базы в Арктике и строит новые, в том числе одну всего в 300 милях от Аляски. Китай также увеличивает свое присутствие в Арктике».

Чтобы справиться с этими разворачивающимися ужасами, Америка поставит «климатический кризис в центр нашей внешней политики и стратегии национальной безопасности, как президент Байден поручил нам это сделать в первую неделю своего пребывания в должности. Это означает учет того, как каждое двустороннее и многостороннее взаимодействие, каждое политическое решение, повлияет на нашу цель — наставить мир на более безопасный и устойчивый путь».

Затем США «мобилизуют ресурсы, институциональные ноу-хау, технический опыт всего нашего правительства, частного сектора, НПО и исследовательских университетов» и «сделают акцент на оказании помощи странам, наиболее пострадавшим от изменения климата», в частности, «используя такие инструменты, как финансирование, предоставляемое Экспортно-импортным банком в целях стимулирования экспорта возобновляемых источников энергии; предложение расширить налоговые льготы на производство и хранение чистой энергии согласно Плану американского президента по занятости; и постоянные усилия администрации по созданию глобальных условий продвижения для продуктов и услуг американского производства».

Блинкен выражает модернистскую веру в то, что проблемы можно преодолеть с помощью технологий и распределения денег. Подтекст, однако, представляет собой моральную панику, в которой человечество и современность сами по себе являются бедствиями, которые нужно, если не обратить вспять, то укротить. Это намекает на то, что традиционная политика и убеждения недостаточны. Власть технократов — единственный способ предотвратить катастрофу.

Анимированные рекламные объявления Томас-Гринфилд анализировать легче. В её выступлении, на мероприятии в честь «Национальной сети действий» (National Action Network) расиста-антисемита «преподобного» Ала Шарптона она хвалила «активность» Шарптона и рекламировала глобальное участие Америки, предупреждая, что если «мы пойдем в одиночку и отступим от мира, то мы позволим гноиться существующему неравенству».

Как и Блинкен, Томас-Гринфилд, прежде всего, ориентируется на глобальный уровень: «Мы вернулись во Всемирную организацию здравоохранения, потому что верим, что можем сделать ВОЗ умнее, гибче и даже больше, просто засучив рукава и приняв участие (в ее деятельности — С.Д.). Мы с гордостью присоединились к Парижскому соглашению, потому что единственный способ обратить вспять последствия климатического кризиса — это объединить усилия. И мы знаем, что, если мы не будем действовать, то больше всего пострадают бедные и цветные сообщества, особенно на Глобальном Юге. И мы немедленно возобновили работу с Советом по правам человека и объявили о своем намерении добиваться избрания в этот орган, чтобы мы могли продвигать наши самые заветные демократические ценности по всему миру.»

Вера Томас-Гринфилд в институты, управляемые элитой, абсолютна. Как и вера Блинкена. Но продвижение ею нечетко сформулированных «демократических ценностей», а не безопасности и интересов Америки (не говоря уже об американских ценностях) красноречиво. Более того, ее обвинение заключается в том, что «когда мы поднимаем вопросы равенства и справедливости в глобальном масштабе, то наш подход к этому должен быть смиренным».

Затем она — в религиозном смысле — предложила «личное свидетельство» о том, насколько плохим был американский расизм. Ведь ее прапрабабушка была рабыней, а сама она в 1950-х годах выросла на сегрегированном Юге.

Однако это зло лежит в самом основании Америки и представляется неискоренимым.

«Я сама убедилась, как первородный грех рабства вплетал превосходство белых в наши основополагающие документы и принципы», — заявила она. Затем она заявила, что «Расизм — это проблема расизма. И это проблема общества, которое производит расистов. А в сегодняшнем мире это — любое общество».

«Белое превосходство» практически предлагается как преобладающая американская и глобальная форма расизма, которую она испытала не только в США, но и во всем мире. И признавая, что в «Бирме, где рохинджа и другие подвергались притеснениям, жестокому обращению и убийствам в ошеломляющем количестве[;] или в Китае, где правительство совершало геноцид и преступления против человечности в отношении уйгуров и представителей других этнических и религиозных меньшинств групп», именно движение «Black Lives Matter» и его распространение из Миннеаполиса по всему миру дало величайшую надежду.

Странное заявление Томас-Гринфилд вызвало широкую критику за то, что она очернила американские недостатки, а не праздновала успехи Америки. Заявление о том, что Америка была зачата во грехе и что все разделяют этот грех, было задумано как акт покаяния, который узаконит лидерство. В реальном мире это заметно подорвало американское лидерство. Но нет никаких сомнений в том, что ее враждебный настрой реален. Он непреднамеренно изображает не смирение, а ничем не ограниченное состояние самодовольной жертвы, из которого проистекает (в туманно маоистской манере) бесконечная революционная сила, позволяющая осуждать других, а самой — накапливаться.

Ни у одного из этих дипломатов нет ощущения, что Америка особенная в каком-либо позитивном смысле. Это может быть еще одним видом реакции на неуместную пропаганду Трампа в стиле «Америка прежде всего». Но проблема существенно глубже. Согласно одной концепции, США это просто самое богатое и сильное государство в мире — состояние, которое автоматически влечет за собой обременительную ответственность, прежде всего перед другими. С другой стороны, это уникальное зло, которое подрывает способность руководить словом и, возможно, делом. Перенос идеи «превосходства белых» на весь мир имеет определенные последствия.

Но в некотором смысле оба подхода помогают объяснить причудливую политику — такую, как попытка Обамы-Байдена возродить Иран, расширить его возможности и сделать его ядерным государством в качестве акт искупления и даже самоуничтожения.

Конечно, нынешний кризис на южной границе США, куда внезапно хлынуло около 200 000 мигрантов из-за отказа администрации Байдена от применения закона, также можно объяснить таким образом. Как всегда, ненависть к себе по причине реальной и воображаемой вины и самовлюбленность в праведные усилия по исправлению реальных и воображаемых ошибок — одно и то же.

Навязывание Америкой местечковых категорий другим и игнорирование индивидуальных историй подкреплено уникальным американским протестантским наследием пуританства и вильсоновского интернационализма.

Этот неумолимый и всегда борющийся, словно в крестовом походе, морализм выражается в приверженности модернистским хитростям — таким, как глобальное управление и права человека, которые, наряду с защитой окружающей среды, были возведены в статус светской религии и представлены как нормативные, спасительные и освободительные. Таким образом, Блинкен и Гринфельд — две стороны одной медали.

Но «американское лидерство» привержено сложным процессам глобального управления. Оно предлагает одновременно разрешать планетную геохимию и выносить решения по инцидентам на основе своей местной правоприменительной практики, в то же самое время перенося на весь мир свои собственные грехи — ненадежный союзник. Оно — выражение ненависти к себе, которая потом должна быть исправлена в других.

Как быстро поняли Саудовская Аравия и Израиль, их нынешнее положение может быть сметено во время нервного срыва Америки. Обрисовывать мир в уникальных американских терминах, многие из которых не применимы даже к Америке, — это упражнение в тщеславии и борьба с реальностью.

Какое будущее ждет подход в стиле двуличного Януса? Случай с Джоном Керри, бывшим сенатором и госсекретарем, а ныне специальным представителем по климату, поучителен для определения итогового результата. Никто в новейшей истории не воплощал обе тенденции в такой степени, как Керри с его странствованиями, с его высоколобым интернационализмом и с его мрачным морализаторством в отношении болезней американской истории и бесконечной ответственности перед другими.

Его последняя поездка в Китай была еще одной из многих, направленных на то, чтобы «отговорить» хозяев от использования ископаемого топлива.

«Да, у нас есть большие разногласия с Китаем по некоторым ключевым вопросам, это точно. Но проблема климата должна стоять особняком», — сказал Керри. Но, как выразилась BBC, суть в том, что «Китай хочет, чтобы США выделяли больше денег развивающимся странам для приобретения чистых технологий и для адаптации к изменению климата».

Грех, возможно, непреодолим, но подаяние милостыни из моды не выйдет никогда.


Автор: Алекс Иоффе — Alex Joffe — старший научный сотрудник Центра BESA.

Перевод Сергея Духанова.

Публикуется с разрешения издателя

Последние новости
Цитаты
Алексей Гривач

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня