Соединенные Штаты неожиданно озаботились состоянием науки на Украине и планируют выделить Киеву порядка двух миллионов долларов на «развитие потенциала» местных специалистов. Это следует из документа американского Госдепартамента, который оказался в распоряжении RT.
Финансирование будет осуществляться в рамках программы «Глобальные инновации посредством науки и техники» (GIST), которую Штаты уже успели реализовать в ряде стран за последнее десятилетие. В данном случае, как отметили в американском внешнеполитическом ведомстве, ее цель — «усиление потенциала украинских инноваторов и предпринимателей в научно-технической сфере, а также укрепление инновационных экосистем, в которых они работают».
Прямо говорится и о том, что США заинтересованы в выявлении наиболее талантливых ученых на Украине, популяризации среди молодежи историй участников GIST, а также в укреплении роли «американских и научных ценностей» — принципиальности, этичности и прозрачности. Поскольку это отвечает интересам администрации Соединённых Штатов в сферах экономики и национальной безопасности.
Заявку на получение гранта могут подать американские и иностранные НКО и НПО, образовательные учреждения и международные организации.
На самом деле, 2 млн. долларов на науку — мелочевка. Особенно, с учетом того, что недавно Всемирный банк (его финансовую политику определяют те же американцы) выделил Украине в сто раз больше — 200 млн. долларов — на реформу, которая предусматривает значительное сокращение в стране высших учебных заведений. Причем, речь идет исключительно о государственных образовательных заведениях, которых, по мнению американских банкиров, в «незалежной» слишком много — 231. А в условиях сокращения населения это якобы создает проблемы «для финансовой устойчивости и качества услуг». При том, что количество вузов в последние годы уже уменьшилось на 25%.
Сколько будет ликвидировано еще за те шесть лет, что отводятся на реализацию реформы, пока сказать сложно. Но предполагается, что по результатам аудиторских проверок разрешение на образовательную деятельность получат только те учебные заведения, которые отвечают необходимым стандартам. Они должны быть «прозрачными» и «эффективными».
То есть, просчитав, видимо, безрадостное будущее украинского высшего образования, американцы решили поспешить с подготовкой научного потенциала для себя — что называется, на вывоз. Пока есть, из кого выбирать.
— Американцы занимаются этим давно и по всему миру, — комментирует ситуацию бывший депутат Верховной Рады, политик Владимир Олейник. — Отбирают самых талантливых, продвинутых, перспективных ребят и предлагают им переехать в США.
Понятно, есть самородки. Даже если система образования серьезно просела, все равно есть те, кому надо дать шанс. Поэтому они получают гринкарту, получают право на учебу, а потом и на работу в США. Это целое направление.
И, естественно, ни о каком развитии украинской науки речь здесь не идет. Выделенная сумма — копейки. К тому же, половина уйдет на тех, кто эти программы реализует на Украине, кто выделяет гранты под них.
Опять же, в любом государстве все подчинено стратегии развития. Но в 2014 году американский посол Пайетт сформулировал ее таким образом, что быть Украине супераграрной страной. И точка.
Ни украинский народ, ни власть украинская, а посол США определил, куда Украина должна двигаться. И вот теперь эта стратегия наполняется содержанием.
«СП»: — Поясните.
— Под программу «супераграрное государство» 45 млн. населения, это много. Достаточно 15−20 млн. Плюс пять-семь миллионов активной, качественной рабочей силы для европейского рынка труда.
По сути, это то, что немцы практиковали в годы войны. Только маму мою они тогда вывозили в Германию принудительно, а сегодня украинцы едут «на работы» добровольно. В стране нищета, и она гонит на заработки, причем, не по специальности и не по призванию, большей частью. Пускай, ты даже две консерватории закончил — будешь собирать яблоки или мыть унитазы.
Все остальное — под запретом. Евросоюз, например, фактически в ультимативной форме потребовал от украинских властей отказаться от поддержки отечественного машиностроения. Там это расценили как дискриминацию зарубежных производителей.
А вузы, они для того и существуют, чтобы готовить специалистов разного профиля под определенную стратегию развития государства.
Но если легендарный «Антонов» не работает, «Южмаш» — остановили, скоро, пока еще действующий, «Мотор Сич» встанет, то кому нужны самолетостроители, ракетостроители и моторостроители. Ассоциация с ЕС предусматривает иной подход — все, что вам надо, мы привезем из Европы.
Заметьте, МВФ ни разу не ограничил бюджеты Киева на войну, на армию. А вот 14 млн. пенсионеров — это балласт. Мол, затраты только — они внутри не работают, и в Европу их не вывезешь.
Поэтому старость на Украине — это нищета, смерть, суициды
«Партнерам» нужны трудоспособные, а с недавних пор еще и квалифицированные рабочие руки.
«СП»: — Поэтому сокращают высшие учебные заведения?
— В том числе. Сейчас начинают больше внимания уделять ПТУ.
То есть, простой рабочий должен не только яблоки собирать, но и гайку подкрутить, и как-то в механизмах разбираться. Но — не более того.
А одаренных ребят, конечно, они привлекают условиями. На Украине сейчас нет перспективы — бандитизм, национализм, разруха
США — это ловцы душ, которые приходят и забирают самое ценное. А все остальное уничтожают, потому что смотрят на большинство людей, как на биомассу.
Украинский политолог и экономист Александр Дудчак тоже считает, что развивать науку на Украине США не собираются:
— Они стараются, чтобы нигде наука не развивалась, кроме как в самих Соединенных Штатах. Это, мне кажется, понятно всем. Поэтому они делают все возможное для того, чтобы выявлять повсюду наиболее талантливых и перспективных специалистов с тем, чтобы они работали на американскую экономику.
В принципе, там вся их Силиконовая долина, считающаяся центром научной мысли и современного прогресса, это, в основном, выходцы из-за рубежа. И среди них достаточно много представителей бывших союзных республик, которые трудятся успешно на американский глобальный капитал.
В данном случае, эти деньги на развитие науки не пойдут. Они уйдут, скорее, на мониторинг, на исследование ситуации — где можно еще на Украине найти источники свежих идей, и как их вставить в механизм, работающий на экономику США.
Никто не позволит украинской науке развиваться. Тем более, развиваться самостоятельно в интересах самой Украины.
«СП»: — А это еще возможно?
— Технологическая сфера, можно сказать, уже убита на Украине. Остатки какие-то ее еще теплятся в каких-то вузах благодаря тем специалистам, которые были выращены в советское время, и по инерции умудрились еще развивать науку в первые годы украинской независимости.
Собственно, та ситуация, которая теперь сложилась в стране — это результат указаний МВФ. Потому что те реформы, на которых там настаивали, они вели как раз к уничтожению самостоятельного научного потенциала в государстве.
Ну, а сейчас, конечно, столько предприятий не нужно, в принципе, потому что вслед деиндустриализации идет естественный процесс депопуляции. Люди разъезжаются или просто, не видя перспектив в этой стране, не заводят детей.
И то, что делает Всемирный банк — это естественная их политика. Здесь, на Украине, не должно быть ни науки, ни техники. Промышленность должна быть минимальная — для поддержания каких-то сборочных производств. Хотя и это, мы видим, уходит.
По сути, Всемирный банк просто выполняет задачу по утилизации Украины и превращению ее в территорию свободных ресурсов. А человеческий ресурс — тоже ресурс. Только в данном случае он не должен быть образованным и иметь самостоятельную науку. Научно-исследовательские и конструкторские разработки, это не для Украины в понятиях США и международных финансовых институтов, которые за ними стоят.