Москва и Минск проработают вопрос об открытии авиарейсов в Крым, заявил белорусский лидер Александр Лукашенко.
«У нас есть свой санаторий в Крыму, в Мисхоре, куда люди всегда ездили, летали, — напомнил он. — Чтобы не обострять отношения, мы через Украину [ездили]: кто на поезде, кто на автомобиле, кто на самолете. Сейчас закрыли небо».
По словам Лукашенко, он попросил Владимира Путина решить этот вопрос: «Ты подумай, как нам попасть в Крым. Не через Польшу же мы полетим: туда тоже не пускают».
Напомним, ранее гендиректор «Белавиа» заявил, что компания не планирует выполнять рейсы в Крым, поскольку для должно появиться политическое признание полуострова частью России.
Как тогда понимать слова Батьки?
— Сам факт установления Минском прямого авиасообщения с Крымом и осуществление перелетов в обход Украины будет де-факто означать признание полуострова частью России, — говорит белорусский полиnобозреватель Кирилл Озимко. — Не будет же белорусский перевозчик летать в Крым на условиях России, но при этом признавая полуостров частью Украины?!
«СП»: — Как вообще осуществляется такое признание?
— Полное юридическое признание изменения территорий других государств обычно сопровождается актом или указом. Президент, правительство или парламент какой-либо страны издают акт о признании Крыма частью России, а в документе, например, содержится распоряжение госорганам выстраивать отношения с крымскими властями как с властями других субъектов РФ.
Крым становится в документах признавшей его страны фигурировать как часть России. Потом это всё спускается вниз, в профильные ведомства, и начинает отражаться на географических картах, в учебниках
«СП»: — Как на белорусские авиарейсы в Крым отреагирует Запад?
— Установление авиасообщения между Белоруссией и Крымом пока не означает углубление двусторонней интеграции. Красную черту, за которой следует угроза существованию Белоруссии как отдельного государства, этим решением никто не переступает. Так что, не думаю, что авиасообщение с Крымом как-то серьезно повлияет на отношения Минск с ЕС и США.
«СП»: — Если считать, что многовекторность для Минска закрыта, что еще может сделать Батька в направлении сближения с Россией? Отдать контроль над белорусскими предприятиями, разместить на территории республики российскую авиабазу, начать реальную политическую интеграцию?
— Для Лукашенко важно сохранить полноту собственной власти в Белоруссии, поэтому на всё, что это может хоть как-то пошатнуть, он не пойдет. Продажа предприятий российскому крупному капиталу, размещение российской военной базы и тем более политическая интеграция грозят существенно увеличить влияние России на внутреннюю политику в Белоруссии, поэтому для Лукашенко это может быть нежелательно.
Белоруссии проще солидаризироваться с Россией во внешней политике, признать тот же Крым. Но во внутреннюю политическую кухню белорусская власть никого не пустит.
— Я в наличии или отсутствии авиасообщения Симферополь-Минск не вижу особой проблемы, — говорит крымский журналист Сергей Кулик.
— Кто хочет приехать в Крым — тот приедет. Однако выводят из себя все эти ежедневные посиделки на федеральных ток-шоу, участники которых обрушиваются на президента Белоруссии. Его обвиняют чуть ли не в измене Союзному государству из-за того, что белорусские самолёты не летают в Крым.
Гоголь эпиграфом к своему «Ревизору» выбрал слова: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Так и здесь — любителям говорить на федеральных телебалаганах следовало бы адресовать претензии не к Лукашенко, а в первую очередь к председателю правления «Сбербанка» Герману Грефу, который за семь лет не удосужился открыть на полуострове ни одного филиала «Сбера». Или к российским мобильным операторам — ни один материковый сотовый оператор не признал Крым и Севастополь частью России, заставляя абонентов платить за посещение полуострова.
Я бы хотел, чтобы наши телеполитологи требовали от Лукашенко не авиарейсов, а изменения образовательной программы. Иначе через лет пять — десять мы получим на месте Синеокой вторую нацистскую Украину.
Судите сами: лет десять назад, после неудачной попытки свержения Лукашенко, по белорусскому телевидению идёт фильм «Плошча. Железом по стеклу», рассказывающий о том, как националисты и прозападные либералы организовывали государственный переворот в Беларуси. Проходит какое-то время — и по тому же телеканалу демонстрируется вполне такой сочувственный фильм о жизни и судьбе генерала так называемой Белорусской Народной Республики и Войска Польского Станислава Булак-Балаховича.
Если вы смотрели снятый белорусскими кинематографистами сериал «Государственная граница», особенно вторую его часть «Мирное лето 1921-го года…», то помните эпизод, как банда, одетая в форму красноармейцев, прорывается из Польши на нашу территорию, громит пограничный городок, а один из бандитов режет ремни со спины взятого в плен пожилого красноармейца.
А ведь этот эпизод основан на реальных событиях, и той бандой руководил как раз Булак-Балахович — тот самый, которого воспевает белорусское государственное телевидение.
Или другой нашумевший случай. В 2014 году в Беларуси начали выпуск памятных монет из серии «113 городов». На одной из них был размещён призыв «Пора! Пора!» с подписью «Язэп Леванович». Именно таким призывом этот бурмистр Могилёва созывал горожан на массовую резню российского гарнизона в 1661 году.
Поэтому, думаю, важнее сейчас не то, полетят ли в Симферополь самолёты из Минска, а то, воспитают белорусские школы.
«СП»: — Лукашенко говорит, что есть «свой санаторий в Крыму, в Мисхоре», и чтобы не раздражать Украины, ездили туда окольными путями. А зачем вообще ездили — это не раздражало Украину?
— Да, есть такой санаторий. Так и называется — «Белоруссия». Был передан БССР ещё в 1954 году, так и остался в её собственности. Прекрасный, кстати, санаторий — при Украине многие туда стремились попасть. И дешевле было, чем в соседних украинских, и обслуживание хорошее.
В 2005 года «Белоруссия» заняла первое место в номинации «Лучший санаторий курорта г. Ялта» в рейтинге «100 лучших здравниц Крыма», а уже после «Крымской весны» удостоена звания «Лучший курорт Крыма».
После воссоединения Крыма с Россией санаторий «Белоруссия» был оставлен собственнику — Управлению делами Президента Республики Беларусь. То есть, зарегистрировав пансионат по российскому законодательству, канцелярия белорусского лидера всё же признала юрисдикцию России над Крымом.
«СП»: — Много ли людей летало в Крым из Минска и наоборот до 2014-го года? Реально ли восстановить ли этот поток, если будет принято решение возобновить перевозки?
— Насколько знаю, воздушный пассажиропоток был очень небольшим, а рейсы нерегулярными — от случая к случаю. Гораздо удобнее было ездить поездом — в девять часов утра выехал из Минска, выспался в поезде, а в одиннадцать утра следующего дня уже едешь в троллейбусе в свой пансионат на Южном берегу Крыма. Дёшево и сердито.
«СП»: — Чем Крым и Белоруссия могут быть полезны друг-другу теперь?
— При Украине белорусский производитель в Крыму явно не присутствовал, фирменные магазины открывал лишь в Киеве и крупных городах, хотя товары из Синеокой в магазинах и на рынках полуострова были. «Белорусское» уже лет десять-пятнадцать назад было синонимом словосочетания «знак качества». Поэтому белорусы знают, что у них в Крыму есть свой давний и преданный потребитель и продолжают осваивать крымский рынок. Даже если в Минске уклоняются от официального признания.