Садыр Жапаров, глава Киргизии, 9−11 июня в рамках официального визита гостил в Турции. Тамошние СМИ обратили внимание на любопытный момент: на церемонии в президентском корпусе, которая проходила под проливным дождем, Эрдоган прикрыл визави своим зонтом, но не полностью. Дескать, намекал на дружбу между Москвой и Бишкеком, которая Анкарой не приветствуется.
На совместной пресс-конференции тон задавал опять-таки Эрдоган. Он обещал оказывать Жапарову максимальную поддержку, хотя особой радости на лице Садыра Нургожоевича не просматривалось. И если не считать относительного прогресса в товарообороте, достигшем в прошлом году $507 млн, в целом конкретики в двусторонних отношениях было мало.
Зато в турецком экспертном сообществе заговорили о том, что Жапаров приезжал за деньгами. Во всяком случае, именно так интерпретировались слова киргизского президента о выходе отношений на «новый уровень в секторе безопасности». Он также сказал, что совместные усилия направлены на пресечение наркотрафика, экспорта и реэкспорта терроризма, а также незаконной миграции.
Ранее на этом поприще в Киргизии кормились многие, в том числе и местные правоохранители. Мол, без активного вмешательства турецких спецслужб вряд ли что-то изменилось бы. Значит, Жапаров слал сигнал Эрдогану: теперь твоя очередь расплачиваться. Правда, не совсем ясно, как на это отреагировала Анкара, находящаяся в сложном экономическом положении.
В свою очередь Эрдоган достаточно подробно остановился на недавних боях на киргизско-таджикской границе. «Этот инцидент между двумя братскими странами, безусловно, глубоко расстроил нас», — заявил турецкий президент. В Турции можно найти публикации, в которых конфликт между Бишкеком и Душанбе не считается исчерпанным, а противоречия между Киргизией и Таджикистаном даже сравнивают с тупиковыми отношениями между Азербайджаном и Арменией. Следовательно, без внешнего вмешательства Бишкеку и Душанбе не обойтись, и именно поэтому Эрдоган напрашивается на роль миротворца. Все это логично рассматривать в контексте продвижения турецкого влияния на среднеазиатское подбрюшье России.
Жапаров в этой связи даже приветствовал планы усиления военного сотрудничества с Турцией, правда, и здесь о какой-либо конкретике не говорилось. Такое впечатление, что Садыр Нургожоевич решил поиграть в геополитические игры и подразнить Владимира Владимировича — типа, Бишкек проводит независимую и многовекторную политику.
Обращает внимание на себя тот факт, что Жапаров отправился в гости к Эрдогану, когда в Киргизии разгорелся нешуточный скандал. Неожиданно пропал Орхан Инанды, известный бизнесмен, турок по происхождению и глава сети киргизских школ «Сапат». Он, к слову, считается человеком Фетхуллаха Гюлена, личного врага Эрдогана.
Анкара называет Инанды причастным к попытке госпереворота 2016 года и давно добивалась выдачи. С одной стороны, на сайте президента Киргизии появилось сообщение о его розыске, с другой — никто из кыргызских и турецких экспертов не сомневается, что без согласия Жапарова турецкие спецслужбы не решились бы схватить Инанды.
«Все подозрения сосредоточены на посольстве Турции в Бишкеке, — пишет местная журналистка Айзирек Иманалиева. — Инанды — это естественная мишень для спецслужб Анкары. Поэтому, когда в ночь на 31 мая во дворе бишкекской многоэтажки была обнаружена его пустая машина с распахнутой дверцей, мысли быстро обратились к тревожной возможности похищения, спонсируемого государством».
Спустя неделю, точнее, 6 июня, в канун визита Жапарова в Турцию, жена пропавшего турка Рейхан заявила, что «Орхан сегодня утром был вынужден написать заявление об отказе от своего гражданства, чтобы они могли вывезти его из страны». Тем не менее МВД Киргизии регулярно заявляет о поиске врага Эрдогана в полях и в горных районах, на свалках и в реках, на заброшенных заводах и на стоянках.
Далее, 8 июня, подконтрольные Жапарову СМИ опубликовали заявление заместителя министра иностранных дел КР Айбека Артыкбаева о том, что турецкий посол назвал заявления жены Инанды «чепухой» и «неправдой». А чуть ранее проправительственная стамбульская газета Sabah сообщила, что турка-бунтовщика, ставшего по паспорту киргизом, выкрали местные правоохранители. Он вроде арестован как «среднеазиатский имам террористической организации FETÖ».
Короче, эрдогановские СМИ чуть ли не открытым текстом пишут, что подконтрольная ЦРУ организация FETÖ планировала свержение Жапарова. Но Бишкек вовремя схватил главного заговорщика, однако опасаясь международной реакции, сделал это тайно.
Напомним, что в 2016 году эта же организация FETÖ, которую еще называют проамериканским движением Гюлена, пыталась осуществить военный госпереворот в Турции с целью захвата власти сторонниками Соединенных Штатов. В Сети до сих пор ходят слухи, что без длинной руки Путина жизнь Эрдогана оборвалась бы от пуль путчистов.
Тем не менее, ситуация с исчезновением Инанды аккурат перед визитом Жапарова в Турцию выглядит несколько запутанно. И вообще о каком госперевороте вообще может идти речь, если в поддержку главы сети киргизских школ «Сапат» пришло максимум 200 человек, в основном женщин. С такими силами цветные революции не устраиваются.
Кроме того, за последние 16 лет в этой среднеазиатской стране было уже три смены власти, но все президенты позиционировали себя как пророссийские. Даже депутат-популист Садыр Нургожоевич, освобожденный из тюрьмы во время протестов, не исключение.
Что касается некоторых неоосманских оценок о якобы перебежчике Жапарове от Путина к Эрдогану, похоже, они рассчитаны на внутреннее потребление. Это новая сказка о старом соперничестве между Россией и Турцией, которая невероятно популярна в наших странах. Отсюда с турецкой стороны «растут ноги» о якобы огромной помощи Анкары Бишкеку как деньгами, так и оружием, а с российской — бесконечно мусолится тема об очередном коварстве султана, который спит и видит, как насолить русскому царю.
Факт остается фактом: новый президент Киргизии за короткое время показал себя как большой любитель государственных визитов, в ходе которых он регулярно просит деньги. Но Кремль, похоже, сквозь пальцы смотрит на шалости многовекторного Жапарова, хотя бы потому, что товарооборот между Россией и Киргизией многократно превышает товарооборот между Турцией и Киргизией.
На случай, если Садыр Нургожоевич по неопытности попадет под обаяние хитрого Эрдогана, у Москвы припасен большущий болт с гайкой. Во-первых, Жапаров много чего наобещал свои гражданам в ходе предвыборной кампании, и тамошнему люду уже не составит труда в четвертый раз поменять власть. Во-вторых, Кремль регулярно закрывает финансовые разрывы в бюджете Бишкека, выдавая кредиты под смешные проценты на гигантские сроки. В-третьих, РФ в отличие от США не лезет с «правами человека» для продвижения своих интересов. В-четвертых, киргизы предпочитают трудовую миграцию в Россию, а не в Турцию.
А с учетом того, что Минобороны РФ арендует авиабазу Кант и испытательную базу ВМФ на Иссык-Куле, у Кремля есть чем и за что поторговаться с Бишкеком.