Советские войска продержались в Афганистане 10 лет (1979−1989 гг.). Американские в коалиции с более чем 40 странами — 20 лет (2001−2021 гг.). И те, и другие из Афганистана ушли. Мир не изменился, вернее, мир для этой страны так и не наступил. А ещё осталась угроза, что Афганистан, который живёт в состоянии войны десятки лет, станет не просто взрывоопасной точкой, а распространит зону конфликта на все окружающие его страны. В том числе на союзников России по ОДКБ — Таджикистан, Киргизию, Казахстан, заодно и на Узбекистан и на Туркмению.
Наверно, уместно будет привести здесь цитату из кинофильма «9 рота» в устах безымянного капитана, которого сыграл актёр Алексей Серебряков, прообразом которого стал экс-депутат и экс-сенатор Франц Клинцевич (в Афганистане был офицером спецпропаганды в 345 полку ВДВ, Баграм): «Афганистан — это многонациональное государство. Здесь проживают более двадцати народностей: таджики, туркмены, узбеки. Вдоль границы с Пакистаном — пуштуны, на западе — хазарейцы, монголоиды, осевшие здесь, видимо, со времён монгольского нашествия. Собственно говоря, слово „хазар“ в тюркском языке обозначает „тысяча“… За всю историю никто и никогда не сумел завоевать Афганистан. Никто и никогда».
Слова не просто пророческие, а подтверждающие истину.
Когда из Афганистана ушли советские войска, власть президента Наджибуллы продержалась недолго — ставленник Москвы так и не стал объединяющим страну лидером. Впрочем, и сама Россия тогда, мягко говоря, «забила» на Афганистан — после 1991 года своих проблем хватало. Сейчас, когда уходят американцы, они оставляют в Афганистане полный хаос, где действующей пока ещё власти противостоит движение «Талибан» *, претендующее на полное господство в стране. Движение (зародилось в 1994 году) исламское и радикальное, с большими претензиями и крайне воинственное. Американцам «студентов» (талибы — студенты медресе в переводе с пушту) покорить так и не удалось. Они не просто выросли — они являются реальной силой.
Считается, что армия талибов не столь многочисленна, что-то порядка 75−100 тысяч, против оставшихся сейчас 300 тысяч правительственных войск. Это полный блеф. Если вспомнить историю нашей войны в Афганистане, то «сарбоз» — солдат, мог в любой момент перейти на сторону моджахедов, и стрелять уже в другую сторону. Всё дело было лишь в оплате, кто «башляет, тот и заказывает музыку». И сейчас, если не полностью, то более чем на половину, афганская армия без американского финансирования запишется в «студенты». Деньги и в Афганистане имеют значение.
— Обратим внимание на экономику афганской войны, — рассказывает политолог Александр Зимовский. — Американцы тратили на войну в Афганистане 45 миллиардов долларов в год, может быть, даже 50, как утверждают газетчики. Много это или мало? Вообще на эти деньги можно два года кормить такую страну, как Белоруссия, например. При Обаме, когда в Афганистане находилось 100 000 американских солдат, эти расходы достигали 100 миллиардов долларов в год. Трамп боролся с присутствием США в Афганистане задолго до того, как стал президентом. Уже в марте 2012 года в своём твиттере Трамп заявил, что «Афганистан — это тотальная катастрофа». В ноябре 2013 года Трамп назвал Обаму тупоголовым лидером за попытки предыдущей администрации растянуть сроки пребывания военного контингента США в Афганистане до 2024 года.
Неудивительно, что после победы на выборах Трамп вплотную занялся вопросами ухода американцев из Афганистана — Трамп был убеждён, что это новый Вьетнам. Изначально в Афганистане американцы преследовали несколько стратегических целей: обучение афганской армии и полиции, материально-техническое снабжение антиталибовских сил, контртеррористическая борьба и сбор разведданных. Ему так и не удалось вывести американские войска из Афганистана, в который он, к слову, так и не приехал. Не побывал в Кабуле или на главной базе ВС США в Баграме и нынешний президент Джо Байден. Но именно он подмахнул залежавшийся документ о выводе войск из Афганистана. Безоговорочную эвакуацию. Не похожую на все предыдущие модели, когда американцы не хотят терять свои позиции в любой точке мира.
Здесь можно вспомнить, что ещё в 2017 году основатель ЧВК Blackwater Эрик Принс предложил заменить регулярную армию в Афганистане на ЧВК, естественно. Принс назвал это «моделью Мак-Артура», намекая на то, что надо отдать Афганистан в одни руки (кто не знает, за время вторжения в Афганистан американцы сменили 18 командующих тамошней своей группировкой). Как настоящий военный предприниматель, Принс привёл бухгалтерские выкладки. В частности, он назвал источники доходов «Талибана», в том числе ляпис (афганский лазурит), мрамор, золото, фисташки, гашиш и опиум, причём лазурит стоит по доходности на втором месте после опиумного бизнеса талибов.
Идея была в том, чтобы ЧВК перехватили все потоки, все караванные пути, и оседлали все ключевые перевалы, поломав талибам их логистику. Как говорил разведчик-любитель из фильма «Мертвый сезон» Савушкин: «Не бесплатно, хе-хе». Тут, конечно, идеи Принса пришли вразрез с интересами ЦРУ, которое, на минуточку, держит в Афганистане 3000 своих офицеров и само не прочь побаловаться реализацией опиатов. То есть в Вашингтоне много людей, живших на дивиденды и откаты с афганской войны. Им был важен не результат, а процесс. Результат для американцев в Афганистане был недостижим. Действительно, невозможно вечно воевать с продавцами фисташек, это и Ходжа Насреддин всегда говорил.
Впрочем, тема, как говорится, ушла с американцами — американцы уходят, хотя и оставляют некий спецназ в Афганистане в количестве около 700−800 человек, видимо в качестве контроля за торговлей «фисташками». Реальной властью в стране, с большой долей вероятности, станут именно талибы. В самом Афганистане им будет тесно, да и бедно — пойдут на север, в Таджикистан и Узбекистан в первую очередь. Там есть чем поживиться. И это будет не некий план «Барбаросса» с очевидным вторжением и пересечением границ, а медленное проникновение. В первую очередь религиозное, с новыми исламскими идеями, которые лягут на благодатную почву в этих странах. Думаете, что Афганистан далеко? Скоро он приблизится к границам России на расстоянии протянутой руки.
Ещё не придя к власти, талибы поспешили «задружиться» с Москвой — в Россию прибыла целая делегация этого движения, которое успело занять большую территорию Афганистана, большей частью на севере страны. Приехал «Талибан», как говорится, не с пустыми руками. Официальный представитель политофиса движения Мохамад Сохаил Шахин сразу заявил, что «Талибан» не позволит использовать территорию Афганистана для действий, направленных против России и соседних стран.
«Мы прибыли в Москву для обсуждения текущей ситуации в Афганистане с российской стороной, а также заверить в том, что не позволим никому использовать афганскую землю для того, чтобы напасть на Россию или соседние страны», — заявил Шахин ТАСС, официальному российскому информационному агентству, которое «уполномочено заявить» о словах представителя вроде как запрещённой в России террористической организации. Вектор отношений сдвинулся? В какую сторону? Мы опять пойдём в Афганистан?
— Идея вернуться назад в Афганистан может показаться абсурдной только на первый взгляд, — говорит зампредседателя, исполнительный секретарь Международного союза общественных объединений ветеранов «Боевое братство», полковник-«афганец» Геннадий Шорохов. — Тут можно вспомнить слова Сталина о преимуществе войны малой кровью на чужой территории, в которых странность можно узреть лишь до того пока не разберешься в конечных планах.
Сейчас это наглядно продемонстрировал президент Путин в Сирии. Да, есть человеческие потери, достаточно серьезные финансовые затраты, но они не сопоставимы с возможными жертвами на территории самой России при проникновении к нам крупных отрядов террористов. А они реально могут просочиться, в том числе через Таджикистан, где даже наличие 201-й российской военной базы не в состоянии предотвратить движение исламистов. Сейчас большая часть джихадистов ИГ** перебазировалась именно в Афганистан, а там им «тесно» с стремящимися к власти талибами и их путь нацелен через Таджикистан, Узбекистан, Киргизию именно в Россию. И, естественно, эти террористические группировки проще остановить ещё на дальних подступах, в Афганистане.
И вот новый вариант отношений России с Афганистаном — с талибами, которые после ухода американцев готовы взять власть в свои руки, можно договориться. Возобновить военную помощь и, быть может, обозначить там своё военной присутствие, по крайней мере на севере страны, чтобы создать буферную зону на границах Таджикистана и Узбекистана. Об этом говорил и бывший посол в Афганистане Замир Кабулов: «Что касается военной помощи Афганистану — давайте дождемся, когда в Кабуле будет нормальное правительство, и с ним будем обсуждать военную помощь. Мы не навязываем своих добрых услуг, но, когда нас вежливо попросят, мы готовы это сделать».
* «Движение Талибан» решением Верховного Суда РФ
** «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама», ИГИЛ) решением Верховного Суда РФ