КПРФ будет добиваться восстановления Павла Грудинина в федеральном списке партии на выборах в Госдуму, заявил Геннадий Зюганов. По его словам, у ЦИК не было никаких оснований для снятия бизнесмена. Решение по Грудинину — «самая настоящая расправа».
Партия подаст детальную апелляцию в Верховный суд, пообещал лидер коммунистов. Кроме того, есть возможность обжаловать решение ЦИК в ЕСПЧ, который может поставить дело Грудинина на рассмотрение «гораздо быстрее, чем обычно, потому что оно политическое».
Негодование КПРФ разделят идеологически близкие ей организации. «Попросим всех наших союзников по своей линии каждому, используя свои возможности, дать подробный анализ и рассказ о том, что вы реально видели», — призвал Зюганов.
Он также пообещал задействовать иные рычаги влияния. А если дело не сдвинется, то КПРФ может инициировать общероссийскую акцию в поддержку Павла Грудинина. Ближайшее заседание Штаба протестных действий партии намечено на 27 июля.
Причиной снятия Грудинина ЦИК (с подачи его экс-супруги) назвал владение акциями иностранной компании Bontro. Сам бизнесмен показал прессе документы, подтверждающие ликвидацию этой компании. По его словам, бывшая жена попала под влияние людей, связанных с «Единой Россией».
При этом деловое издание «Коммерсант» отметило, что согласно ряду решений российских судов, имеющихся в открытом доступе в Сети, Павел Грудинин владел компанией Bontro до 2017 года, а в декабре 2018-го она действительно была ликвидирована.
Несмотря на исключение Грудинина (он входил в первую тройку), ЦИК зарегистрировал федеральный список КПРФ из 344 человек 14 голосами против одного.
— Это политическая расправа в чистом виде, — говорит главный политический советник председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова, д. и. н. Вячеслав Тетекин. — Власть рядится в одежды демократии, объективности и свободы выбора, но при этом устраняет одного из главных своих политических оппонентов. Это признак слабости.
Дело в том, что несмотря на то, что президентские выборы 2018 года (Грудинин был кандидатом от КПРФ — Авт.) далеко позади, по ежемесячной оценке ВЦИОМ, Грудинин по комплексу параметров оказывается на пятом месте среди наиболее популярных политических деятелей России. Путин, затем, кажется, Мишустин, потом Шойгу и Лавров, а пятый Грудинин.
То есть власть устраняет из избирательной гонки на сентябрьских выборах наиболее активного, перспективного оппонента. Причем по абсолютно надуманной причине — там явно ничего нет. Грудинин учел опыт предыдущих выборов и у него все чисто. Но они натянули. И, конечно, это вызовет обратную реакцию у избирателя. Люди не любят, когда их лишают права выбора.
Им много лет талдычили, что Грудинин — такой-сякой, миллиардер, который деньги прячет. Ну дайте народу рассудить. Согласны люди с этим или нет, поддержат или нет. Но власть боится Грудинина. Это решение означает, что власть чувствует свою слабость и опасается, что появление Грудинина в тройке списка КПРФ даст мощный прилив результату партии на выборах. Полный беспредел.
«СП»: — А может, «зачищают поляну» к 2024 году? Ведь если Грудинин станет депутатом Госдумы, противодействовать ему на президентских выборах будет труднее. А там, видимо, Путин будет переизбираться на пятый срок…
— Разумеется, эти ребята смотрят далеко вперед и защищают свое право продолжать грабить страну. Именно в этом состоит их интерес. Поэтому их волнует не только 2021-й, но и 2024 год. Ясно, что Шойгу и Лавров на выборы не пойдут. Получается, Грудинин может стать основным оппонентом. Решение об исключении его из списка имеет не только тактический, но и стратегический характер.
Они дают Грудинину понять, что никуда его не пустят. Но думаю, к 2024 году многое изменится, и такие «штуки» уже не пройдут.
— Юридическая сторона истории Грудинина не отделима от политической, — продолжает член ЦКРК КПРФ, адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский. — Нам показали, какие правила будут в предстоящей избирательной кампании. Задали планку — правил не будет. Думаю, примерно так же будет вестись агитация и примерно так же, как снимали Грудинина, будут считать голоса.
«СП»: — Зюганов пообещал оспорить решение ЦИК в судах, включая ЕСПЧ. Как вы оцениваете перспективы этого процесса?
— У нас предусмотрена процедура восстановления на выборах через Верховный суд. Но я не понимаю, как ЦИК будет выкручиваться там из этой ситуации, объяснять свое решение. Ведь компания Bontro была ликвидирована еще в 2018 году. Как можно владеть тем, чего уже давно нет? Это невозможно. Кстати, Грудинин неоднократно говорил об этом в суде. Хотя бы другой предлог нашли.
Что касается ЕСПЧ, то он слишком долго будет разворачиваться. Моя собственная жалоба, где оспаривались выборы 2011 года, была коммуницирована только в июне этого года. Там были заданы российской стороне очень хорошие вопросы, но все-таки прошло 10 лет. Конечно, жалоба Грудинина в силу его значимости может рассматриваться быстрее…
С точки зрения государственной целесообразности тоже непонятно, зачем так поступать с Грудининым. Сторонники Путина считают, что на президентских выборах он может конкурировать только с Сурайкиным и Собчак? Из-за участия Грудинина выборы получили хоть какую-то интригу. И Путин их выиграл. Если бы Грудинина не было, это было бы позорище. Зачем нужны крайние меры?
Главный итог случившегося — у нас нет демократии. Вы забиваете гол и вдруг оказывается, что судья поменял ворота и вы забили гол себе. Легитимность выборов, очевидно, подрывается такими решениями. У меня после решения по Грудинину самые пессимистические ожидания и относительно политического процесса, и относительно будущего нашей страны.
— Отказ в регистрации Грудинина показывает, что власть испугалась за результат «Единой России» в сентябре, — резюмирует координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов. — Сначала его допустили в список, первично зарегистрировали, но потом, видимо, как и в 2018 году, померили рейтинги коммунистов — КПРФ, всех их союзников, которые идут единой командой, и поняли, что для «Единой России» дело «пахнет керосином». И начались «старые песни о главном» про счета Грудинина, про офшоры. Но, я считаю, что это бред. Это все политический заказ. Надеюсь, юристам удастся отбиться и восстановить регистрацию Грудинина.
«СП»: — Какими могут быть политические последствия исключения Грудинина из списка КПРФ?
— Власти в этом году обманули сами себя. Они полгода зачищали либеральную оппозицию, в итоге на выжженном политическом поле кроме как за коммунистов на этих выборах по сути не за кого голосовать. Куча спойлеров, какие-то мутные партии, которые все присягают на верность Путину. На этом фоне, может, и не самая радикальная КПРФ выглядит единственной реальной оппозицией. И поэтому у власти «подгорает». Но такими методами они сделают хуже себя. Большинство воспримет это как нападение на коммунистов, как несправедливость, как беспредел властей. И коммунисты и мы все будем это грамотно использовать в сентябре.
Нужна массовая мобилизация всех сторонников перемен, оппозиции, левых сил в первую очередь. Надо наблюдать, надо приходить голосовать. Это будет лучшим ответом на произвол в отношении Грудинина. Но, конечно, надо юридически еще побороться, потому что аргументы властей очень слабые.