Вопрос о размещении российских пограничников на армяно-азербайджанской границе достаточно деликатный — Москва старается дружить как с Ереваном, так и с Баку. Не только поддерживать отношения с обеими странами, но и пытаться сохранить влияние во всём закавказском регионе.
Россия сыграла свою роль в урегулировании конфликта в Карабахе, который с большой натяжкой можно считать закончившимся, и сейчас ей предлагают встать на линии разграничения по всему периметру между двумя бывшими братскими республиками.
С таким предложением выступил премьер-министр Армении Никол Пашинян, и, похоже, Россия на него «клюнула». Из Кремля официальных заявлений на такую просьбу Еревана пока не прозвучало, однако посол РФ в Армении Сергей Копыркин уже заявил, что ведётся практическая работа по предложению Пашиняна о размещении российских или международных наблюдателей вдоль армяно-азербайджанской границы.
«Частично эта идея реализована в Сюникской области, где размещены посты российских пограничников на проблемных участках армяно-азербайджанской границы в дополнение к тем местам службы, которые традиционно отводились российским пограничникам — это границы с Ираном и Турцией. Были привлечены немалые дополнительные средства из России, в том числе личный состав, чтобы расположить наших пограничников в проблемных районах, где дорога петляет по двум территориям», — заявил посол России в интервью Общественному телевидению Армении.
Отметим, что Пашинян предложил ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности, в которую помимо Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России входит и Армения) разместить вдоль армяно-азербайджанской границы мониторинговую миссию. «Считаю, что для выяснения действительности взаимных обвинений со стороны Армении и Азербайджана, одним из решений может стать размещение мониторинговой миссии ОДКБ вдоль армяно-азербайджанской границы», — заявил Пашинян. На это предложение отреагировала только Россия, выразив готовность задействовать своих пограничников.
Почему пограничники, а не российские миротворцы? Здесь есть ряд обстоятельств. Начнём с того, что ставшие с 1991 года российскими пограничники из Армении никогда не выводились. В 1992 году между Россией и Арменией был заключен договор о статусе Пограничных войск РФ на территории РА и условиях их функционирования. Ереван тогда как стратегический партнёр Москвы делегировал охрану своей границы на турецком и иранском участках российским пограничникам. Сейчас эти функции как преемник ПВ выполняет Пограничное управление ФСБ России по Республике Армения.
У Армении есть четыре государственных границы — с Грузией, Ираном, Турцией и Азербайджаном. Первая, являвшаяся ранее административной, считается относительно спокойной и представлена большей частью пограничными и таможенными постами на дорогах. А вот турецкая протяженностью 330 километров, и иранская, составляющая 45 километров, находятся под охраной российских пограничников (в их рядах порядка 40 процентов контрактников граждан Армении), в количестве 59 пограничных застав, которые сейчас называются отделениями. В составе погрануправления четыре отряда — Гюмринский, Армавирский, Арташатский и Мегринский, общая численность российских «зеленых фуражек» в Армении составляет около 4,5 тысячи человек.
У границы Армении и Азербайджана протяженностью более 900 километров особый статус. Здесь ранее находились развернутые боевые подразделения карабахской армии, которые совместно с погранвойсками Совета национальной безопасности Армении обеспечивали прикрытие границы непризнанной республики. Впрочем, как выяснилось, не только они — там частично присутствовали и российские пограничники Управления ФСБ России. Начиная с 2017 года, они проводили совместные учения с армянскими коллегами. Их особенность заключалась в том, что по сюжету манёвров пресекалось проникновение нарушителей со стороны Ирана (в приграничных районах этой страны проживает 20 миллионов этнических азербайджанцев) с последующим их преследованием на территории Нагорного Карабаха. То есть российские пограничники здесь присутствовали, при этом как границу Карабаха с Ираном (протяженность около 100 километров), так и границу с Азербайджаном они официально не охраняли.
Использование сотрудников Пограничного управления ФСБ России на уже новой границе армянской части Нагорного Карабаха изначально не предполагалось, и пока эту функцию в качестве наблюдателей выполняют российские миротворцы. Границу Армении с азербайджанской Нахичеванью охраняют сами армяне, хотя расположенный в этой части Армении Мегринский российский погранотряд контролировал и часть этой территории.
Сейчас Россия готова взять на себя функции охраны границы Армении с Азербайджаном. Как говорит российский посол Сергей Копыркин, «вопросы обсуждаются с активным участием российской стороны». При этом он подчёркивает, что этот вопрос требует обсуждения в трёхстороннем формате, то есть с участием Баку и Еревана. У каждой из этих стран есть свои требования — Азербайджан изначально настаивал на создании так называемого Нахичеваньского коридора, чтобы связать «материковую» часть страны со своей автономной республикой, путь к которой пролегает через территорию Армении. Возможно, что это и станет некой разменной картой в неутихающем конфликте. И именно российские пограничники будут обеспечивать безопасность не только границ Армении, но и этого коридора.
Азербайджанский президент Ильхам Алиев не скрывает претензий своей страны на Западный Зангезур — это нынешняя Сюникская область Армении. Об этом он говорил и во время последней встречи с Путиным 20 июля нынешнего года в Москве. При этом намекал и на возможное вооруженное решение территориальных претензий по примеру Нагорного Карабаха. В такой ситуации Пашинян из Еревана и делегировал охрану границ своей страны российским пограничникам как гарантии безопасности.
Понятно, что присутствие российских пограничников в зоне разграничения вооруженного конфликта как в Карабахе, так и на границе с Нахичеванью в большей степени определит установившиеся позиции двух враждующих сторон, закрепит нынешний статус-кво. Образно говоря, эта «красная линия» не позволит создавать в последующем предпосылки для столкновений с применением оружия как с азербайджанской, так и армянской стороны. С большой долей вероятности можно утверждать, что подобное положение с участием российских пограничников на границе между Арменией и Азербайджаном будет утверждено законодательно.
Здесь уместно вспомнить о визите директора ФСБ России Александра Бортникова, который прилетел в Ереван в декабре прошлого года по приглашению премьер-министра Армении Никола Пашиняна именно по вопросу участия России в процессе демилитаризации и демаркации границ. При этом глава ФСБ пробыл в Ереване буквально несколько часов, после чего сразу перелетел в Баку, где имел продолжительную беседу с президентом Ильхамом Алиевым. Сообщалось, что они обсуждали ситуацию в регионе и выполнение трехсторонних заявлений по Нагорному Карабаху. «Была обсуждена текущая ситуация в регионе, урегулирование конфликта, выполнение положений трехстороннего заявления», — сообщила тогда пресс-служба азербайджанского президента.
— Одной из тем переговоров Бортникова с Алиевым скорее всего было обсуждение именно Нахичеванского коридора, считает политолог, вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. — Вероятно, что именно о нём шла речь и во время последней встречи Алиева с Путиным. Этот коридор имеет для Азербайджана большое значение — он проходит по территории Армении, а его безопасность поручат обеспечивать российским пограничникам.
Здесь в первую очередь видна обеспокоенность России о уже фактически принятом решении о размещении на территории Азербайджана турецкой военной базы. В случае её появления, а также с перемещением на азербайджанскую территорию, в частности в Карабах, большого количества боевиков из Сирии в корне поменяет геополитическую ситуацию на всём Кавказе. Азербайджан в таком случае станет площадкой для дальнейшей экспансии Турции в регионе с прямой угрозой и для российского Северного Кавказа.
Пашинян позвал российских пограничников на границу с Азербайджаном именно для собственной безопасности. Наблюдатели от остальных стран-членов ОДКБ — это лишь формальность. Защищать Армению будет именно Россия, договариваясь при этом от имени Еревана с Баку, чтобы как в присказке было «и вашим, и нашим за копейку спляшем».