Президент Эстонии Керсти Кальюлайд рекомендовала согражданам не инвестировать средства в экономику Украины, поскольку они могут легко потерять вложенные деньги.
«Я как президент Эстонии много занимаюсь экономической дипломатией. И я советую своим гражданам: торгуйте с Украиной, но не инвестируйте в неё, потому что вы можете потерять инвестиции. И у нас уже были такие случаи, когда наши люди теряли здесь собственность. И даже получив решение арбитража в свою пользу, так и не смогли вернуть свое имущество», — заявила Кальюлайд в интервью изданию «Европейская правда».
Комментируя ранее возможность вступления Украины в Евросоюз, она заявила, что стране для этого потребуется ещё 20 лет работы.
По словам Кальюлайд, ЕС должен быть «смелее» в вопросе расширения. Украине, Молдавии и Грузии нужно или предложить полноценное членство, или создать для них новый формат партнерства.
«Для вступления в ЕС есть куча условий. И, откровенно, ни одно из ваших государств не отвечает критериям членства. Вам понадобится 20 лет работы, пока вы дойдете до этой готовности», — заявила она.
В качестве примера она привела проблемы с судебной системой, которые, по ее мнению, имеют все три страны. При этом экономики Украины, Молдавии и Грузии уже сейчас интегрируются с экономикой ЕС, и, возможно, республикам помог бы на евроинтеграционном пути некий промежуточный этап.
«Мы готовы помогать этим изменениям, но работу выполнять вам. И это тяжелая работа», — подчеркнула Кальюлайд.
Она также назвала условие для вступления Украины в НАТО. По ее мнению, таковым является восстановление территориальной целостности страны. Кальюлайд отметила, что республика полностью поддерживает получение Украиной плана членства в НАТО и ее полную интеграцию, однако пока не может сказать, когда эти планы осуществятся.
«Нужно сначала дождаться поворота истории», — подчеркнула эстонский лидер, выразив надежду на решение территориальных конфликтов на Украине политико-дипломатическим путем.
Очевидно, что вступление в ЕС «через 20 лет» или в НАТО после «возврата Крыма» — это означает «никогда», только в завуалированной форме. А вот призыв не нести на Украину денег — это уже в открытой форме пощечина европейским устремлениям Киева. Интересно, все ли в Европе разделяют это мнение и понимают, что Украина — это «черная дыра»? Ведь дают деньги незалежной? Или только на борьбу с Россией?
— И Украина, и Прибалтика интересны Западу исключительно как антироссийский буфер, — уверен политолог Всеволод Шимов. — Но в отличие от Украины прибалтийские лимитрофы, включая Эстонию, получили более привилегированное положение, став членами ЕС и НАТО. Кроме того, это страны маленькие, для их поддержки в более или менее приличном состоянии не требуется больших затрат, тем более, значительная часть населения уехала на заработки в ЕС. Украина — гораздо более крупный и проблемный актив, и никто давать ей больших денег не намерен. Думаю, в этом основной смысл высказываний эстонского президента.
«СП»: — Украинская коррупция так пугает Запад? Или призыв Кальюлайд — это ее частная позиция, которую на Западе не особо разделяют?
— Возможно, здесь присутствует определенный элемент конкуренции за европейские субсидии. После ухода из ЕС Великобритании европейский дотационный пирог изрядно оскудел, и страны типа Эстонии не хотят видеть на европейской шее новых нахлебников, которые будут оттягивать часть финансовых потоков на себя.
«СП»: — А чего вообще Европа хочет от Украины? Нужна ли ей Украина как цивилизованная европейская страна? Готова ли она помогать ей таковой стать? Что она может дать взамен?
— Европе нужен антироссийский буфер, в отношении которого сама Европа будет иметь минимальные обязательства. ЕС исчерпал лимит расширения, поэтому перед носом Киева будут держать морковку евроинтеграции, но съесть эту морковку не дадут.
«СП»: — Кальюлайд оценила в 20 лет срок подготовки Украины к вступлению в ЕС. Эстонка технично отшила украинского ухажера. 20 лет — это примерно как никогда?
— Это констатация того, что сегодня Европа не готова брать на себя ответственность за Украину и откладывает решение вопроса на потом. 20 лет — очень большой срок, и неизвестно, какая будет обстановка в мире в целом и сохранится ли государство Украина в своем нынешнем виде вообще.
«СП»: — Кроме того, по ее словам, Украина сможет вступить в НАТО только после возвращения всех своих оккупированных территорий в Крыму и Донбассе. То есть это тоже такой вежливый посыл? На Западе кто-то верит, что Украина сможет выполнить все условия для того, чтобы стать частью НАТО?
— Опять же, сегодня НАТО не готово к расширению, а тлеющие конфликты под боком у России коллективный Запад вполне устраивают. Так что да, вступления Украины в НАТО ждать не стоит, однако подкидывать ей оружие и инструкторов, а также оказывать иные формы косвенной поддержки, конечно, будут…
«СП»: — Это, по-вашему, мнение ее одной или мнение всей Европы?
— Думаю, Кальюлайд выразила мнение довольно широких европейских кругов. Запад будет и дальше поддерживать Украину, но ровно настолько, чтобы она справлялась со своей функцией антироссийского буфера. Никакой второй Франции и даже второй Эстонии там никто строить не собирается…
По словам заместителя директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павла Фельдмана, горячая моральная поддержка Украины со стороны Европы и США заканчивается тогда, когда речь заходит о реальных деньгах:
— За последние 7 лет Киев имел все шансы для того, чтобы повысить свою инвестиционную привлекательность, однако со времен «Евромайдана» никакого прогресса не наблюдается.
«СП»: — Это позиция только Кальюлайд? Или вся Европа согласна с тем, что Украина -черная дыра, с которой лучше дел не иметь?
— Президент Эстонии с неожиданной искренностью и прямотой выразила позицию, которую разделают все здравомыслящие западные политики и бизнесмены: Украина — ненадежное направление для вложения средств. Колоссальный уровень коррупции, гражданская война, политическая турбулентность — налицо все условия для того, чтобы потерять инвестиции, сделанные в ее экономику.
«СП»: — При этом Запад Украине деньги дает, понимая, что они не вернутся. Зачем?
— На сегодняшний день Украина получает от Запада относительно скромные суммы в виде кредитов и дотаций. Львиная доля этих средств незамедлительно разворовывается. Деньги в основном поступают из МВФ и Евросоюза — организаций, которые руководствуются не столько экономическими, сколько политическими соображениями. Подобные подачки необходимы для того, чтобы удерживать Украину в фарватере антироссийской политики.
«СП»: — Что реально Европе нужно от Украины? Земля? Ресурсы? Рабочая сила? Раздражитель для России? Или все сразу?
— Современная Украина интересует Запад в первую очередь как плацдарм для оказания давления на Российскую Федерацию. Она предоставляет необходимые поводы для введения новых санкций и охотно проводит учения совместно со «старшими партнерами» из стран НАТО. Еще она служит для европейцев безграничным источником дармовой рабочей силы, ведь уровень доходов граждан там неуклонно снижается.
«СП»: — А что Европа готова дать Украине? Или все, что могла, уже дала, безвиз был максимумом?
— Единственное, что Европа сейчас может предложить Украине, — это сохранить транзит российского газа через ее территорию. Однако после запуска «Северного потока-2» западные партнеры Киева, скорее всего, минимизируют поставки углеводородов через территорию незалежной. Слишком уж это дорого и рискованно.
«СП»: — Кальюлайд, кстати, не видит Украину в ЕС в ближайшие 20 лет. Это надо понимать, как «никогда»? Про членство в НАТО она говорит, что оно возможно только после улаживания территориальных споров. Т.е. тоже никогда? Это попытка утешить — мол, при коммунизме все будет хорошо, он наступит скоро, надо только подождать?
— Страны Балтии не ждут Украину в составе ЕС и НАТО. Они хотят сохранить за собой исключительный статус «главных жертв потенциальной российской агрессии» и делить свой бизнес ни с кем не намерены. Да и ведущие европейские страны прекрасно понимают, что Украина, погрязшая в коррупции и внутренних противоречиях, никогда не заслужит права стоять с ними в одном ряду.