В Казахстане может появиться «новый «Талибан» * во главе с людьми из глухой провинции, которые не знают истории, не готовы к цивилизованному миру, которые хотят жить по средневековым заветам предков, — считает лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Ранее ему, а также его коллегам по Госдуме- депутатам Вячеславу Никонову, Павлу Шперову, и Евгению Федорову казахские «активисты» пригрозили смертью за «посягательство» на территорию Казахстана. По мнению записавших видеообращение председателя казахского «Союза ветеранов» Мурата Мухамеджанова и главы незарегистрированной партии «Ел Тірегі» Нуржана Альтаева, российские политики давно вынашивают «грязные намерения» захватить Казахстан и отторгнуть «исконно казахские территории».
Главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов искренне удивлен поведению участников «Союза ветеранов», ополчившихся на тех, кто не боится сказать, что до 1936-го никакого Казахстана и не было:
— Если не считать ветеранов Афганистана, которые уже сегодня довольно пожилые люди, казахстанские подразделения участвовали только в событиях в Таджикистане в размере батальона, — напоминает он. —Я встречался с ними на афганской границе, нормальные солдаты и офицеры: русские, украинцы, татары, немцы. Казахи тоже были, конечно. Не думаю, что они за это время сошли с ума. Да, самые большие потери на моей памяти понесли как раз казахские формирования, когда бросали новобранцев в бой…
А казахи, конечно, были и до 1936 года. Государственности не было в современном смысле. Письменность получили во второй половине 19 века. Первый каменный дом построили казаки в крепости Верная, которую сейчас называют Алма-Ата. До начала 20 века воевали луком и стрелами.
«СП»: — Рост русофобии в Казахстане — процесс предсказуемый?
— Ещё лет десять назад было ясно, что на смену Назарбаеву придет та или иная националистическая группировка. Пришла группировка Токаева. Никаких неожиданностей, надо было просто следить за ситуацией. Не только в Киргизии, но и во всем регионе, включая Казахстан. Это упрек Администрации президента России.
«СП»: — Что Москва может сделать?
— Сегодня нет большой проблемы принять у нас лишних в Казахстане русскоязычных граждан. Надо бы позаботиться правительству. Ну и ставить вопрос жестко: не хотите русских — придут китайцы, и растворят 12 миллионов казахов в своих полутора миллиардах.
«СП»: — Власти Казахстана понимают, что опасно трогать русский язык и русских?
— На русском языке ведётся вся деловая жизнь, вся техническая документация. Без него — обратно на уровень индейцев. В Астане это понимают. «Русская карта» просто разыгрывается, никто русских истреблять, думаю, не планирует. Но другое дело — много ли русских захотят быть гражданами второго сорта? Россия рядом. Уедут. И приедут китайцы.
«СП»: — Жириновский говорит об угрозе появления местного «Талибана». Более вероятны все же ассоциации с Украиной. Там заигрывание с национализмом привело к гражданской войне…
— Нынешние хозяева Казахстана этого не хотят, они богаты, привыкли жить по-европейски. Но есть логика процесса — если ты развязал этническое противостояние, оно тебя потащит за собой…
— На протяжении многих лет казалось, что между Россией и Казахстаном практически не существует разногласий, — считает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев. — Хотя конфликты регулярно возникали не только со своенравными Грузией и Украиной, но и с дружественными Белоруссией и Арменией. Казахстан на этом фоне выглядел как тихая гавань.
Хотя удивительно, что никому из высших политических лиц в России не интересно происходящее там активное нациестроительство, сопровождающееся борьбой с русскими советскими топонимами, активным выдавливанием русского языка, формированием недружественной по отношению к России и русским национальной истории. Казахский национализм давно стал таким же мейнстримом, каким стал украинский или белорусский национализмы, которые объединяет активная борьба с имперским прошлым, при которой Россия и русские становятся главными целями для атак.
Серьезная проблема заключается в том, что на севере Казахстана живет много русских. Они первые страдают от дискриминации при ускоряющихся процессах «казахизации» страны. Лозунг «хозяева Казахстана — казахи», который 20 лет назад эксплуатировали только маргиналы, становится главенствующим уже среди государственной элиты. Там будут продолжать менять названия городов и сел, будут продолжать выдавливать русский язык.
И мы не видим, чтобы власти предпринимали попытки усмирить инициаторов русофобских «языковых патрулей». Это говорит о том, что у этих акций существуют покровители среди государственной элиты. Они не просто хотят убрать любые упоминания о России и русских — они не против, чтобы русские уехали из Казахстана навсегда.
В Казахстане всё чаще обращаются к политике памяти. Если истории не хватает, то занимаются её написанием, создают собственные национальные исторические мифы. Процессы нациестроительства активно затрагивают советский период, пересматривают отношение к нему. Статус союзника мешает российский дипломатии указывать на перегибы, которые допускаются при создании национальных мифов.
Молодое поколение казахов находится в поисках своей идентичности, что еще больше усиливает эти тенденции. Националистические взгляды там популярны не только среди маргиналов, но и среди креативной молодежи. Например, популярный молодой режиссер Куаныш Бейсеков также не прочь порассуждать о великом Казахстане и своих великих предках. При патриотизме очень важно сохранять адекватность и критический настрой. Бейсеков в интервью заявил о казахском варианте концепции «осажденной крепости», в рамках которой на Казахстан посягают три страны: США, которые развращают; Китай, которой скупает; Россия, которая спаивает. По его словам, Казахстан — это лакомый кусочек, который хотят заполучить разные большие страны.
«Осажденная крепость» дает людям простые ответы на сложные вопросы, она освобождает от ответственности людей, так как во всех бедах и ошибках виноваты другие. Этот подход мобилизует самый примитивный патриотизм ради выгоды политиков. Молодое поколение казахов позитивно относится к идеям пантюркизма, который сближает Казахстан с Турцией, а также нацеливается на тюркоязычные народы России.
Российская политика не должна ограничиваться экономическим сотрудничеством, гуманитарная политика не должна отставать от экономики. Россия должна лоббировать, чтобы страны-союзники по ЕАЭС закрепляли в своих основных законах русский язык в качестве государственного, чтобы он был обязательным для изучения в школах. Это должно быть выходным билетом в пространство ЕАЭС. Россия открывает этим странам свои рынки и должна требовать что-то взамен.
— Многие из этих «ветеранов» типичные ряженные, которые никакого отношения к участию в боевых действиях в горячих точках не имеют, — отмечает лидер Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов. — А то, что из них лепят боевой авангард казахских националистов, способный на погромы и убийства безоружных граждан, это действительно так.
Погромы и массовая резня беззащитных дунган в феврале прошлого года на юге республики показывают, что это вполне возможно и реализуемо уже в отношении русских и русскоязычных. Я уже тогда говорил, что на маленьком этносе сейчас отрабатывается технология и методы, которые будут обязательно применены уже и в отношении всех тех, кто не согласен с политикой построения моноэтнического государства.
На самом деле это всё провокаторская агентура казахстанских спецслужб в лице КНБ, который стоит за всеми националистическими движениями, контролирует и направляет их по приказу администрации президента. Выступления Мухамеджанова и Альтаева надо рассматривать как спланированную акцию властей, направленную на возбуждение антироссийских настроений.
Давно надо всем понять, что они являются лишь приводными ремнями госаппарата и рычагом по созданию межэтнического напряжения в стране, по выдавливанию русского языка и в итоге выступают боевым отрядом по сохранению капиталов и прибылей как правящей верхушки, так и тесно связанных с ней западных корпораций. Отсюда же растут ноги всех этих американских военно-биологических лабораторий, «учебных центров» Пентагона и попытки ограничить социокультурное и информационное влияние России.
То есть вся эта массовая кампания по декоммунизации и дерусификации, а также развитие национализма и русофобии необходимы в качестве шумовой завесы и идеологического обоснования курса по геополитической переориентации Казахстана на Запад.
Кроме этого, запрет русского языка, школ и кириллицы необходим еще и для подавления русскоязычной части общества, которая рассматривается как «пятая колонна», поддерживающая интеграционные процессы и саму идею нового Союза с Россией.
Именно с этой целью и проводятся русофобские акции, чтобы уничтожить сопротивление, запугать и сломать в первую очередь самих казахов, считающих русскую культуру и русский язык своими. Очевидно желание верхов не дать этой значительной части общества объединиться и оформить свои политические запросы.
«СП»: — А Токаев публично говорит о важности русского языка…
—Токаев может заявлять всё, что угодно, он на самом деле не определяет политику и является лишь исполнителем воли Елбасы, который по-прежнему правит. Поэтому надо рассматривать его слова как очередную попытку успокоить Кремль.
И как можно верить заявлениям Токаева, когда он в своей статье «Самое дорогое — это независимость» выразил идеи националистов о необходимости увековечивания «Голодомора» и признания СССР в качестве государства, проводившего тотальный геноцид казахского народа. Поэтому вся ответственность за это перекладывается на современную Россию и коллективно на весь русский народ.
«СП»: — Нет ли опасности, что Казахстан повторит опыт Украины?
— Процессы «украинизации» запущены давно. Итогом может стать изгнание всех русскоязычных, а также всех инородцев из страны. В разное время в республике уже осуществлялись погромы курдов, таджиков, чеченцев, уйгур и других меньшинств.
Нацизм и русофобия становится удобным орудием управления казахской молодежи и отвлечения её от проблем нищеты, безработицы, голода. Всё это только ускоряет процесс социокультурной деградации и подталкивает рост трайбализма и религиозного мракобесия. Естественно, что увеличивается количество сторонников исламских экстремистских движений.
Я не исключаю в перспективе и приграничные стычки с Узбекистаном и Киргизией на этнической почве, а также внутренние межродовые и региональные конфликты. После смерти Назарбаева верхушка устроит неизбежную грызню между собой за власть и никакой Токаев уже не удержит ситуацию, что может привести лишь к распаду страны и гражданской войне.
* Движение «Талибан» решением Верховного суда РФ признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.