Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика / Регионы
10 октября 2021 15:01

Выжженная Колыма. Снова Сталин виноват?

По трассе Р504 — от Якутска до Магадана

7199
На фото: золотодобыча. Колыма. Сибирь. Россия
На фото: золотодобыча. Колыма. Сибирь. Россия (Фото: Global Look Press)

Мало кто проезжал по всей трассе «Колыма», с которой, собственно говоря, и началось освоение Колымского края. Мне довелось не так давно проехать по ней, что называется, от и до — все две тысячи с лишним километров. От Якутска до Магадана.

Дорога на костях

Жителям центральных регионов России, наверное, даже трудно представить, что федеральная трасса может быть асфальтирована процентов на 10, ну, может, чуть больше. А так она сплошь грунтовая. Нет, дорожники работают, конечно, и реконструкция идет, и частями асфальт кладут. Но местами «Колыма», как сказал наш водитель и гид, вообще «непроезжабельная». То есть на легковой машине ее практически не одолеть. Особенно в осенний и весенний периоды. В Чурапчинском районе Якутии трасса такая, что легковушки и даже грузовые машины застревают, слетают с полосы — авария на аварии. Летом пыль непроглядная стоит столбом.

Читайте также
Тюремное «жесткое порно» бьет рекорды просмотров Тюремное «жесткое порно» бьет рекорды просмотров Кто должен следить за порядком на зоне? Воры в законе уже не могут

Но это все цветочки, самое опасное — прижимы. Сколько машин разбилось, сколько людей на них погибло — одному Богу известно. С середины 2000-х годов по территории Якутии самые опасные участки ликвидировали, но все равно остаются такие, что проезжаешь, затаив дыхание — лишь бы пронесло.

Однако современная «Колыма» — это, конечно, образец по сравнению с тем, какой эта дорога была раньше и особенно учитывая то, как она строилась.

Помню, как-то в Усть-Нере (это поселок в Якутии, где добывают золото), хранительница местного краеведческого музея Светлана Закусило сказала, что дорога «Колыма» в прямом смысле построена на костях. Заключенные, которые ее строили, от истощения, голода, мороза погибали, и их трупы клали в основание дороги. «Поэтому теперь водители ездят по этой дороге всегда без шапок», — добавила краевед.

Без шапок или нет, сказать не могу, но трасса непростая и с тяжелой энергетикой.

По территории Якутии вдоль дороги столбов с указанием километров времена ГУЛАГа почти не осталось. Их спиливают, относят в музеи. Но один мы все-таки обнаружили — стоит, покосившись, как память о страшных временах.

автора
Фото: автора

А в Магаданской области краевед Владимир Найман, который давно уже занимается поиском кладбищ заключенных «Дальстроя» и устанавливает на их месте кресты, рассказал, какими усилиями строилась трасса «Колыма». Приходилось проводить взрывы в скальном грунте, заключенные спускались на веревках, висели на них, взрывчатку закладывали в мороз минус 40, более трех часов работать не могли.

Эта трасса строилась не просто так — она нужна была для того, чтобы подобраться к залежам золота, олова, вольфрама, кобальта, урана и так далее, которыми так богата колымская земля.

Советскому государству позарез нужны были эти ресурсы и до войны, а особенно — после нее. Золото тогда, как и сейчас, было в цене. Можно было продавать его за рубеж, а взамен — приобретать необходимые станки, товары. Все — на подъем разрушенного войнами хозяйства страны.

Поэтому и был организован «Дальстрой», главной задачей которого было освоить этот суровый край в кратчайшие сроки, дать стране золота как можно больше и быстрее. И первым делом прибывшие вольнонаемные и заключенные принялись строить дорогу.

Задачу свою они выполнили. Уже к 1933 году, то есть буквально за два года, дорога была построена от бухты Нагаево до 182 километра. А после — дорожное строительство не останавливалось практически вплоть до ликвидации «Дальстроя» в 1957 году.

Так что единственная автомагистраль, которая соединяет два крупных субъекта России — Якутию и Магадан — это дорога, построенная в основном силами заключенных.

Ударные темпы и тотальная разруха

Вдоль дороги возникали населенные пункты, которые развивались с космической скоростью. Ударными темпами строились производственные объекты, аэропорты, автобазы и так далее, сразу же — жилье, объекты соцкультбыта, клубы, бани, магазины. Сюда со всей страны завозилась техника, прибывали на работу специалисты. Это все равно что ударная стройка, только в очень суровых местах.

Читайте также
Трудовая партия Кореи - 76 лет борьбы Трудовая партия Кореи — 76 лет борьбы В основном, борьбы внутренней

Вы думаете, это сказки? Абсолютно нет. Если сегодня побродить по останкам поселков, расположенных вдоль трассы «Колыма», охватить одним взором тотальную разруху, разваленные дома с выбитыми окнами, покореженную временем старую технику, полное запустение и развал, то вырисовываются черты бывших очень даже хороших и симпатичных населенных пунктов.

Усть-Нера — поселок в Якутии, он еще теплится, но после посещения складывается ощущение, что время остановилось и ты находишься в самом разгаре 1990-х — безнадега так и царит в атмосфере, разрушенные дома стоят прямо в центре поселка и никто их не убирает. Жуткие покосившиеся здания, помойки, всюду грязь.

Артык — некогда самый быстро развивающийся поселок в Якутии, славящийся своей автобазой — от него вообще практически ничего не осталось. Тотальная свалка, где разбросаны останков домов и всего, что было связано с жизнью человека.

автора
Фото: автора

Сусуман — город в Магаданской области, запустение, обшарпанные дома. Когда мы, стесняясь грязной обуви, зашли в гостиницу, администратор нам сказала: «Да что вы! Проходите. У нас и без дождя пройти по улицам нельзя, а уж с дождем и подавно».

Синегорье — поселок в Магаданской области. Стоят десятки каменных пятиэтажек с выбитыми окнами. Ни одного деревянного дома — только каменные дома и сплошь пустые. Вместо 12 тысяч населения на излете Советского Союза Синегорье сегодня едва дотягивает до двух тысяч. Мы жили в санатории, который каким-то чудом еще сохранился здесь и ели на завтрак творог, запивая его какао. Что называется, back in USSR.

Оротукан — поселок, где нас встретили шатающиеся и слоняющиеся без дела люди, цель у которых одна — выпить.

Можно описывать эти ужасы дальше. Но по-настоящему рассказать о них невозможно, это надо видеть и прочувствовать.

Forbes в помощь

На этом фоне особенно выделяется поселок Палатка. Как вы думаете, чем? Никогда не угадаете — своей показной роскошью и красотой. Здесь ровные дороги, прекрасное освещение, какие-то тюльпаны в виде уличных фонарей. Пестрят названия: «Арбат», «Дубай» и так далее. Едешь и забываешь, что находишься где-то в глубине Магаданской области. И да — в 2019 году этот поселок стал рекордсменом России по числу фонтанов на душу населения. Представляете? Вот такой замечательный поселок.

А почему он так роскошно живет? Потому что тут живет и трудится колымский депутат и бизнесмен, который в том же 2019 году вошел в список самых состоятельных российских госслужащих и депутатов по версии Forbes. А его сын в 34 года на сентябрьских выборах в Государственную Думу этого года стал депутатом.

Очень богатый человек в Магаданской области может заниматься только одним -- добычей руд и песков драгоценных металлов. Видимо, и поселку что-то перепадает.

А вообще, то, что на колымской земле золото добывается нещадно, говорит не только статистика (Магаданская область — на прочном первом месте по количеству добытого золота на Дальнем Востоке и на втором месте по стране, за прошлый год эта цифра достигла 49 тонн и она растет ежегодно), но и изрытая земля вдоль трассы. Живого места здесь нет — это либо старые, уже поросшие молодняком отвалы, либо свежие. Все перекопано и не на один раз. И даже не на два.

Сложно сказать, сколько вытерпела и вынесла эта земля, но если отвлечься, заехать на смотровые площадки, то вид открывается потрясающий. Она очень красивая — Колыма. Она же не виновата, что такая суровая, что в ней столько природных богатств и что люди любыми путями тащат из нее все, что только можно…

автора
Фото: автора

Но это смотря какие люди. Есть очень богатые, им под силу целые поселки содержать, и они с барского плеча строят фонтанчики и ставят фонари на улицах, видимо, чтобы из окон своих очень дорогих машин было на что посмотреть по пути в офис.

А основная масса живет на грани нищеты.

Зашли мы в магазин в Сусумане. Помидоры — 980 рублей за кило, огурцы — почти 700. Впереди стояла пожилая женщина. Подумалось: «Что возьмет?» Оказалось, полбулки белого хлеба. Цены заоблачные, золотодобытчики получают неплохо, а бюджетники и пенсионеры живут впроголодь. Да еще и богача своего у сусуманцев нет — некому тюльпаны на улицах поставить.

Мечта — уехать, и побыстрее

Надо ли теперь говорить, что мечта почти любого жителя Магаданской области — уехать. И чем быстрее, тем лучше. Они и едут: в 2019 году здесь была 141 тысяча человек, в 2020 году — 140 тысяч, в 2021 — 139 тысяч. С кем ни побеседуешь, мечта одна — переселиться на материк. Едут даже из Магадана, где еще более или менее нормальная обстановка, про другие населенные пункты даже говорить не приходится.

Читайте также
Корпорация RAND: Почему Путин все-таки пошел на присоединение Крыма? Корпорация RAND: Почему Путин все-таки пошел на присоединение Крыма? Ответ в докладе «Военное вмешательство России: закономерности, движущие силы и указатели»

Смотришь на все это и волей-неволей задумываешься: а как же подъем Дальнего Востока? Приоритеты, дальневосточные гектары, свободные порты, территории опережающего развития — где все это? Почему Дальний Восток под пристальным оком государства, а ситуация не меняется и люди уезжают?

А самое страшное знаете, что? У них уже нет даже надежды. Многие (и это не спившиеся бичи, а руководители крупных предприятий) так и говорят, махнув рукой: «Да, ничего не изменится». Им уже все равно. Хоть они родились и выросли здесь, будущее свое с Магаданской областью не связывают.

Колыма сегодня — это такой момент истины. Это способ оглянуться на историю нашей страны и увидеть, понять, что с ней происходило и происходит.

Ее экстренное освоение — это тяжелая история с массой несправедливости, невинных смертей, боли и страдания. Но это же — еще строительство нового, светлого, это люди, которые были одержимы идеей созидания. А сейчас Колыма — это разрытая земля, из которой ежедневно выкачиваются все ресурсы и с которой бегут коренные жители.

И самое удивительное, здесь не проклинают Сталина. На вопрос — как вы относитесь к личности Сталина? — колымчане замирают. Они говорят, что история Колымы — неоднозначная. Надо делать выводы из нее, думать, и двигаться дальше. Потому что было и плохое, и хорошее.

Но выводы — это, увы, не про современную власть. И что — снова Сталин виноват?

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня