История преследования казахстанского диссидента Ермека Тайчибекова вышла на новый этап. Отказавшись отменить ему приговор — 7 лет строгого режима — в апелляционной инстанции суд Алматы фактически дал старт широкой международной кампании в поддержку политзаключенного. Цинизм «правосудия» Казахстана, попытка даже в суде разыграть национальную карту — назначение докладчиком судейской коллегии русской судьи Светланы Яковлевой, при председательствующем судье-казахе, особенно возмутила общественность.
Сформированная перед рассмотрением апелляции интернациональная группа поддержки обнародовала обращение к международным правозащитным организациям, в котором дело Ермека Тайчибекова было названо политическим. Прозвучал призыв о помощи заключенному. «Ситуация с демократическими институтами в республике Казахстан с каждым годом ухудшается», — говорится в документе. Вся власть сосредоточена в руках клана Назарбаева, который создал под себя специальную должность Отца Нации и теперь «имеет и по факту диктаторские полномочия».
За словом последовало дело. «Русский союз Латвии» пикетировал посольства Казахстана и России в Риге с требованием создать межгосударственную комиссию по правам человека, как записано в договоре между странами. Ермек Тайчибеков выступает за дружбу между казахами, русским и другими народами Казахстана, отметил общественный деятель Сергей Муливанов. «В пикетировании в Риге приняли участие двое русских, болгарин, татарин и монгол — полный интернационал», — подчеркнул брат заключенного Марлен Тайчибеков. Обращение к правозащитникам размещено на крупных публичных площадках США, Канады, Германии, Франции, Британии, Польши.
Необоснованное преследование Тайчибекова уже выходит боком властям Казахстана. Глобальный характер кампании в его поддержку вводит диссидента в один ряд с известными политзаключенными послевоенной истории мира, многие из которых затем добились победы своих идей. И если сейчас надежда Тайчибекова на воссоединение России и Казахстана и шире — объединение постсоветского пространства на базе русской цивилизации выглядят для «верхов» как опасная ересь, спустя годы движение народных масс может превратить ее в мейнстрим, а затем в реальность.
Достаточно вспомнить просидевшего 27 лет в заточении Нельсона Манделу, победившего апартеид в ЮАР, палестинского лидера Ясира Арафата, выступавшего с трибуны ООН, Мартина Лютера Кинга, добивавшегося равенства чернокожих и белых в США. Речь идет о великих гуманистах. Недаром на определенном этапе их борьба была признана глобальным сообществом на самом высоком уровне и отмечена Нобелевской премией мира. Впоследствии они стали политическими лидерами своих народов, вплоть до самых высших постов. Как знать, может и Ермека однажды ждет «Нобелевка»?
Прекращение межнациональных распрей, провоцируемых разного рода «Кутами Ахметовыми», сторонниками «языковых патрулей», направленными против русских, дорогого стоит в эпоху войны всех против всех. Ермек своей борьбой последовательно добивается межэтнического мира. В то время как свежий факт присуждения премии российскому оппозиционному журналисту Дмитрию Муратову показывает, что Нобелевский комитет далек от предрассудков и готов идти наперекор официальным властям. Хоть в Москве, хоть в Нур-Султане.
— Ермек проводил своего рода соцопросы, расспрашивал местных жителей об их отношении к России и ЕАЭС, — говорит его брат Марлен Тайчибеков. — Он приходил на базар или в банный комплекс и начинал разговор на общие темы, а потом аккуратно сужал тему разговора к политике, Евразийскому союзу и возможности присоединения Казахстана к России. По его словам, все казахстанцы на улицах, в общественных местах, безоговорочно поддерживают эту идею, говорят, что вместе мы сила и можем беспрепятственно перемещаться по общему пространству. Будет одна валюта и никаких преград и разговор вроде «понаехали тут».
Вероятность присуждения Ермеку Тайчибекову Нобелевской премии мира оценил политолог Андрей Милюк.
— Прямо сейчас эта идея кажется малореалистичной. Нобелевская премия крайне политизирована, и чтобы номинант был выдвинут и добился победы, он должен иметь за своей спиной какую-то мощную силу, которая будет договариваться с нужными людьми, а иногда и откровенно «проталкивать» своего претендента.
На данный момент в Казахстане сходятся интересы сразу нескольких игроков: России, Турции, Запада и Китая. Увы, но Тайчибеков не является приемлемым общественным деятелем ни для кого из них. Даже на уровне признания его политическим заключенным. Китай предпочитает договариваться напрямую с политическими элитами стран, в которые он вкладывается — для него правозащитная тема просто не существует. Турция и Запад продвигают свои проекты, враждебные идее Русского мира, чьим сторонником Тайчибеков, несомненно, является. Россия занимает выжидательную позицию — «как бы чего ни вышло», а по сути медленно сдает остатки своего влияния другим внешним силам.
«СП»: Все меняется…
— Допустим, в будущем в нашей стране произойдет смена политической элиты и к власти придут, условно, «люди с улицы» — политики, никак не связанные с нынешними обитателями Кремля. В первую очередь они начнут проводить более энергичную внешнюю политику, искать новые возможности, пытаться добиться каких-то пусть мелких, но символически значимых побед. Чтобы затем начать формировать корпус своих сторонников, «друзей России» на постсоветском пространстве, никак не связанных с политическими элитами своих стран, как и они сами в недавнем прошлом.
«СП»: Этакий новый Интернационал?
— Ермек Тайчибеков в этом отношении оказывается очень удобной фигурой: этнический казах, но при этом сторонник Русского мира, образованный и интеллигентный. Пример остальным: России нужны такие друзья, и Россия их не бросит в беде. При наличии политической воли, вопрос с его освобождением казахстанскими властями можно было бы решить буквально за неделю.
Ну, а дальше в борьбе за Казахстан возможны самые странные ситуативные союзы. Примеры Сирии, Ливии и Йемена тому подтверждение. Если союзники по НАТО уже сейчас ведут между собой прокси-войны, то почему бы не представить, как в недалеком будущем западная правозащитная общественность провозглашает Тайчибекова лицом «вестернизации» Казахстана? Ведь будущее этой страны с некоторой натяжкой можно рассматривать еще и как путь в сторону Западной цивилизации, но своей, уникальной дорогой.
Многие возможности открыты в недалеком будущем, лишь бы Кремль имел должную политическую волю и решимость.
А пока Ермек Тайчибеков продолжает борьбу за отмену приговора. Об этом «СП» рассказал его адвокат Галым Нурпеисов.
— Апелляционное заседание прошло без участия Ермека, так как обвинение об ужесточении приговора не просило. Считаю, это нарушение права Ермека на защиту. Он тоже был «апеллятором» и подготовил жалобу на 60 листах, но она не была оглашена. Защита требовала отмены приговора.
В своей жалобе я отметил, что судить за мнение нельзя. Это самое страшное, что происходит в Казахстане. Уголовным делом Ермека власти нарушили право всех наших граждан на свободу выражения своего мнения. Это показательная экзекуция.
Извращение еще и в том, что уголовное дело по статье Ермека должно возбуждаться только по заявлению представителя оскорбленной группы лиц, а этого не было. Иначе потерпевшим является государство, а если так, то это признак преследования Ермека за убеждения.
Адвокат Оксана Буряк привела пример Куата Ахметова, который дискриминировал русских по языковому признаку и заявлял о создании на основе «языковых патрулей» организации наподобие «Правого сектора» *. Ермек же никого не оскорблял, а выразил свое мнение. Это дело — индикатор законности для защиты людей, относящихся к Русскому миру.
Мы однозначно будем готовить кассационную жалобу. Хотя и понимаем, что ее, скорее всего, отклонят. Но мы должны пройти все этапы (в Казахстане трехуровневая система, кассация — последняя инстанция). После этого мы направим жалобу в Комитет по правам человека ООН.
«СП»: — Ермек будет дожидаться кассации в СИЗО или его уже этапируют в лагерь?
— Против него возбуждено еще два уголовных дела. Одно в Павлодаре, до которого тысяча километров, другое — об оскорблении Назарбаева ведет Комитет национальной безопасности (наследник КГБ — Авт.) здесь, в Алмате. По первому ему грозит 2−3 года, по второму тоже пара лет. Это значит их приплюсуют к уже имеющемуся сроку. Получится до 12 лет лишения свободы.
«СП»: Делают из Ермека современного Нельсона Манделу. Его дело уже обрело интернациональный, глобальный характер…
— Материалы дела мы передали правозащитникам РФ, чтобы показать деградацию судебной системы в Казахстане. О деле Ермека осведомлены политические и общественные деятели России, правозащитники в Прибалтике, Европе, Израиле. Незаконное решение суда ежедневно наносит ущерб репутации Казахстана. Мы очень рассчитываем на поддержку здоровых сил в России. Потому что именно судебная власть на сегодняшний день показала истинное отношение к Русскому миру в Казахстане. У нас говорят про дружбу, но реальность видна по приговору Ермеку.
* 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО, «Тризуба им. Степана Бандеры» и организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.