На днях премьер-министр России Михаил Мишустин обсудил с ректором РАНГХиС Владимиром Мау (Президентская академия, которую заканчивает львиная часть управленцев федерального и регионального уровней) систему подготовки кадров для власти.
Столько всего положительного было сказано, каких только успехов не было озвучено. Такая благостная картина. А качество управления в реальности (и это может подтвердить каждый человек, работающий в любой отрасли) падает день ото дня.
А ведь принимаются управленческие решения, по которым мы все живем. Почему же так получается? И где брать нормальных управленцев? Об этом размышляет Вячеслав Штыров, который был руководителем крупнейшей алмазодобывающей компании мира «АЛРОСА» (1995−2002 г. г.) и Республики Саха (Якутия) (2002−2010 г. г.). В свое время Штыров был признан одним из лучших управленцев России. И не понаслышке знает, что такое управление и кто может стать действительно хорошим руководителем.
— Если взять когорту современных руководителей, то многие обладают целым набором положительных качеств. Но, по моим наблюдениям, мало кто из них имеет стратегическое мышление, хочет и может заглянуть в будущее. Не скажу, что это касается абсолютно всех руководителей, но жить сегодняшним днем или в лучшем случае краткосрочными планами стало в порядке вещей. Оценить перспективы на десятки лет вперед и выстроить стратегию своего бизнеса, предприятия, региона, многие даже и не пытаются.
Возможно, это такой специфический период жизни нашей страны, когда в лидеры вышли люди, обязанные своим взлетом случаю времени и места эпохи бурных перемен.
У них глубоко в подсознании коренится страх перед вероятностью таких же перемен и в будущем. Отсюда и стремление ловить миг, решать свои вопросы здесь и сейчас, опасаясь будущего.
С другой стороны, случайный и легкий успех кружит многим голову и они, не будучи профессионалами, берутся за непосильные для них дела. Потому-то сегодня у нас среди руководителей и мало профессионалов своего дела. Редко когда увидишь, что крупным предприятием руководит инженер или специалист в области конкретного управления. Все больше финансисты или юристы, а то и вовсе социологи или даже журналисты. Как это сейчас реально происходит в управлении промышленностью на федеральном уровне.
Многим этим «управленцам» просто-напросто не хватает элементарного кругозора в сфере своей деятельности.
Это первое.
Второе. Сейчас в оценке качества управления гипертрофирована внешняя, видимая на поверхности вещей, сторона дела. Ах, у того или иного предприятия в отчетах хорошие чистая прибыль и показатель EBITDA, растут котировки акций, успешно продаются облигации. Значит, делается вывод — там эффективные менеджеры.
На самом деле все эти показатели неполно характеризуют деятельность предприятия, а некоторые из них — акции, облигации и так далее — и вовсе имеют к ней малое отношение. Это фиктивный капитал, который зависит в основном от конъюнктуры и спекулятивных обстоятельств.
В действительности же в основе любого дела всегда находится производство. И успех дела определяется тем, какое у тебя производство. Современное ли оно, владеешь ли ты новыми технологиями и ресурсной базой, понимаешь ли ты, что в этом мире происходит, что будет завтра конкретно в твоей отрасли, в твоем деле. Это совсем другой уровень мышления, которого, к сожалению, нынешним руководителям не хватает. Не хватает понимания первичности производства. А ведь это аксиома, которую надо знать всем.
«СП»: — И, конечно, ключевой вопрос — это отношение к людям.
— В советское и в первое постсоветское время, да и в хороших крупных компаниях сейчас - особое отношение к людям. Там люди для управленцев — соратники, соучастники общего дела, коллеги. Они самоценность, а вовсе не элемент производства и не «человеческий капитал». Только сплоченным трудовым коллективом можно добиться успеха.
А в подавляющем большинстве российских компаний отношение к людям другое. Оно сводится к формуле: «Ты работник, продал мне свою рабочую силу, а я купил. Сделай, что мне надо, и иди, гуляй куда хочешь. Не хочу я про тебя знать больше ничего».
Человек, конечно, выполнит все указания работодателя, потому что он понимает, что деваться некуда, есть дисциплина голода. Но он сделает только то, что положено и не больше. Его творческий потенциал не раскрывается. А ведь это самое главное в любой деятельности.
Такие подходы порождают отчуждение человека от производства, от собственности. Идет имущественное и ментальное расслоение общества. Люди озлобляются. Градус социально-политического напряжения повышается. И это не чисто производственная проблема, это проблема общегосударственная. Рано или поздно недовольство людей выплеснется наружу.
«СП»: — Высочайшего уровня руководители у нас в стране есть. Но, к сожалению, таких образцов для подражания очень мало. В массе своей посмотреть особо не на кого.
— Ну да, захватил кто-то кусок собственности, как-то там управляет, думает, что научился. А на самом деле управленцы очень слабые.
Приведу пример из сферы футбола.
Вот команда «Спартак». Для нашей страны «народная команда», как мы привыкли говорить. Но ведь она давно находится в перманентном кризисе. Вокруг нее непрерывно какие-то скандалы и негативный фон, кадровая чехарда в руководстве, покупки легионеров за огромные деньги, а продажа своих ведущих игроков почти за символическую плату. На фоне всего этого — озлобленность и буйное поведение болельщиков. Ну, какой-то такой фон негативный вокруг этой команды.
А кто ей владеет и ей руководит? Леонид Федун — вице-президент «Лукойла». Людям кажется, видимо, ух, какой он менеджер, раз в «Лукойле» такие должности занимает. А на самом деле повезло ему когда-то оказаться в нужное время и в нужном месте и «отхватить» кусок нефтянки. Быть там управленцем несложно. Ведь десятилетиями до тебя создавалось производство, предприятие, система управления в нем. А вот когда тебе самому надо создать реальное дело — мощный футбольный клуб - ничего не получается.
Или возьмите Михаила Прохорова, он был главным акционером «Норильского никеля», «Полюс золота». Всем владел. Кажется людям — вот какой крутой бизнесмен и управленец. Вот взялся он сделать электроавтомобиль. И где он — этот «Ё-мобиль»? А дел-то — понять, что тебе надо, чего ты хочешь, найти специалистов, поставить перед цель, организовать их, сконцентрировать ресурсы. Добиться результата. Но ничего ведь не смог Михаил Прохоров.
Или Анатолий Чубайс. Будучи в «Роснано» притащил как-то президенту Дмитрию Медведеву какую-то железяку, крутил ее так и так. Говорил, что это чудо IT-технологий — электронная тетрадь для школьников. Ну, и где эта железяка? И в помине нет.
Не способны они ни к чему.
Мало сейчас настоящих, дельных руководителей. Но я имею в виду тех, кто стоит во главе бизнес-структур. А вот по моим наблюдениям, внутри многих компаний, особенно небольших, средних, очень много молодых ребят появилось, которые работают на непосредственно производстве. Не возле компьютера, ловя какую-нибудь конъюнктуру, что-нибудь продать или купить. А непосредственно в качестве организаторов производства. Очень много таких людей. Из них что-то вырастет. Надеюсь, придет новая генерация руководителей.
— Никто не станет хорошим руководителем, если он взлетает как ракета, по воле случая или родства, как говорится, «из грязи в князи». Или если его путь идет по прямой линии, как по ковровой дорожке. Всегда он должен в чем-то провиниться, потерпеть где-то неудачу, что-то не так сделать, переживать. Тогда из него вырастет хороший руководитель.
Знаете, как говорят — из выдающегося футболиста никогда не будет хорошего тренера. Почему? Потому что ему непонятно в отношениях с подопечными - «почему ты не можешь? Я же мог». А тот, кто пережил какие-то трудности в своей футбольной карьере, он знает, что существуют неудачи. Что он и так, и сяк с ними в своей жизни боролся. Имеет такой опыт. Поэтому он и ученикам своим его пытается передать. Он в их шкуре находится. Такие люди и становятся великими тренерами.