23 ноября Госдума рассмотрит во втором чтении проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023−24 годов. При первом знакомстве документ поддержали «Единая Россия», ЛДПР и «Новые люди». КПРФ и «Справедливая Россия — За правду» голосовали против. Удастся ли сбалансировать главный финансовый документ страны на стадии внесения поправок? И как мы будем сводить концы с концами в ближайшие три года?
Зампред комитета Государственной думы по экономической политике Николай Арефьев заявил, что проект бюджета «пахнет уголовщиной» и не соответствует цели развития страны.
— Цена нефти марки «Юралс» в октябре 2021 года была 72 долларов за баррель, однако в бюджете она устанавливается 62−55 дол/бар. Та же хитрость и с ценой на газ. В правительственном документе она заложена 206 долларов за 1000 кубов, в то время как на европейском рынке она сейчас в пять раз выше. Почему заложена столь ничтожная сумма? Да, цены нестабильны, но прогнозы правительства даже приблизительно не совпадают с реальностью ни по уходящему году, ни по 2022-му. Надо ли доказывать, что если доходы в бюджете растут, то следует все ресурсы бросить на развитие России, ее экономики, на повышение жизненного уровня народа.
Но у высокопоставленных чиновников, которые разрабатывали проект бюджета, иная логика. Странности ее проявляет сам финансовый документ. Его профицит в 2022 году составит 1,328 триллионов рублей, в 2023 году — 299 миллиардов рублей, а в 2024 году почему-то предвидится уже дефицит в 522 миллиарда рублей, хотя никаких предпосылок к этому нет. Все эти годы из бюджета будут изыматься огромные средства, и направляться в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2022 году будет изъято 2,5 триллиона рублей, в 2023 году — 3,4 триллиона, в 2024 году — 2,751 триллиона рублей. Возникает вопрос: зачем создавать бюджетный дефицит размером в полтриллиона рублей в 2024 году, если из бюджета будет изъято 2,7 триллиона?
Уже сегодня объём ФНБ составляет 14 триллионов рублей, а через 3 года он станет 20 триллионов рублей. Таким образом, волею правительства из бюджета изымаются 20 триллионов рублей и уводятся за границу, в тоже время планируется взять деньги в долг под огромные проценты. В 2021 году долговые обязательства превысят 22 триллиона рублей, в 2022-м достигнут 26 триллионов; в 2023-м — 28; а в 2024-м — почти 32 триллиона рублей. Зачем брать в долг, если своих денег навалом, и они будут изыматься из бюджета в сумме более 2,5 триллиона рублей ежегодно? А теперь сравним цену вопроса! Доходы от размещения ФНБ в следующем году составят 39 миллиардов рублей, а расходы на обслуживание государственного долга — 1,4 триллиона рублей! В последующие годы соотношение примерно такое же.
Вывод напрашивается один: правительство долговыми обязательствами будет подкармливать свою олигархию, продавая им облигации федерального займа с высокими процентными доходами.
Преступным, на мой взгляд, является и принятый в эти дни закон, которым в очередной раз запретили выдавать невыплаченные еще с советских пор вклады. Сбербанк не выплатил и снова не выплатит 60 триллионов рублей гражданам. Их надо как-то уже давно выдавать, но нынешняя власть ждет, пока люди перемрут, дабы долги не отдавать, несмотря на то, что деньги есть. Сегодня в стране 45 триллионов золотовалютных резервов, 15 триллионов в Фонде национального благосостояния — 60 триллионов рублей накоплений, а народ пребывает в нищете.
«СП»: — Зато глава Сбербанка Герман Греф на недавней встрече с Владимиром Путиным заявил, что в Сбере рост кредитования физических лиц происходит в пять раз быстрее, чем юридических лиц…
— И в этом кроется большая беда для россиян, которых попросту загнали в кредитную кабалу. За предшествующие пять лет уровень жизни населения упал на 10%, а по итогам нынешнего еще понизится примерно настолько же. Недостаток денег побуждает граждан брать в банках кредиты под огромные проценты. Сегодня 20 миллионов россиян прозябают за чертой бедности. Около половины населения имеют среднедушевые доходы меньше 19 тысяч рублей в месяц. Вот и набрали кредитов на 24 триллиона рублей, или 64000 рублей на каждого, включая младенцев. Просроченных кредитов набралось уже 955 миллиардов рублей. Суды рассматривают вопрос изъятия этих средств у граждан в пользу банкиров.
За девять месяцев 2021 года чистые процентные доходы Сбера составили 1,33 триллиона рублей, что на 12,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А комиссионные доходы Сбера за три квартала 2021 оказались на 15,6% выше прошлогодней суммы — 455,7 миллиарда рублей. По итогам же года чистая прибыль, судя по всему, перевалит за триллион рублей — дань нищего народа Грефу.
Однако, все имеет смысл. На вознаграждение акционерам Сбербанк впервые направит 50% чистой прибыли за прошлый год, или 422,4 миллиарда рублей. Половина этих денег отойдёт новому владельцу Сбера — правительству, вторая половина пойдёт на обогащение буржуев, проживающих в большинстве своем в США и Великобритании.
«СП»: — Вы сказали, что около половины населения имеют среднедушевые доходы меньше 19 тысяч рублей в месяц. Установленный законом новый прожиточный минимум в стране составляет 13600 рублей в месяц. Получается, что в России около половины населения содержится на голодном пайке.
— Так или иначе, но половина населения страны сегодня балансирует между прожиточным минимумом и размером выживания. И это в стране, Конституция которой объявляет Российскую Федерацию социальным государством! Изменить ситуацию может только новая власть, которая понимает нужды и чаяния людей.
«СП»: — На прошедшей неделе Госдума приняла в первом чтении поправки в Налоговый кодекс об изъятии сверхдоходов. У кого будут изымать и куда направлять?
— О сверхдоходах мы давно говорим. Они у олигархии есть, и их надо изымать. Но мы ставим вопрос несколько по-другому — предлагаем увеличить подоходный налог на сверхдоходы, но с нами не согласились. Парламентское большинство на сегодняшний день намеревается сверхдоходы, добытые незаконным способом, изымать и направлять их в ФНБ. Я сомневаюсь в эффективности предложенной меры. Эти деньги будут у одних отниматься и другим за границу отправляться. Какой смысл все это затевать, если государство ничего не получит, не разбогатеет.
«СП»: — Еще один принятый в первом чтении законопроект о «золотой акции» дает правительству право при приватизации стратегически важных предприятий сохранить контроль над ними, если до продажи ему принадлежало как минимум 25% плюс одна акция, то есть, блокирующий пакет. Что за этим кроется?
— Поскольку в прошлом году было принято решение о возможности приватизации 10 процентов предприятий и 10 процентов акций акционерных государственных обществ, то возникает перспектива того, что у нас лет через пять может, в общем-то, ничего не остаться. Представленный законопроект дает кабмину право при продаже акций стратегически важных компаний, применять специальное право — получить «золотую акцию», которая не подлежит продаже. Она позволяет государству сохранять контроль над приватизируемым предприятием на определенный срок. Действительно, очень важно, чтобы предприятия стратегического назначения были под контролем государства при любых изменениях. Но возникает вопрос: насколько эффективно и как долго это будет выполняться? Сегодня есть «золотая акция», завтра ее упразднят. Такие «золотые акции» у нас во многих государственных акционерных обществах были и есть, но, к сожалению, затормозить «прихватизацию» они не смогли.
«СП»: — В завершение нашей беседы хотелось бы вернуться к социальной политике, чему в проекте бюджета посвящен целый раздел. Председатель правительства Михаил Мишустин заявил, что бюджет на 2022−2024 годы предусматривает значительное увеличение расходов на выполнение обязательств перед гражданами России.
— Свежо предание, да верится с трудом. Расходы в разделе «Социальная политика» на предстоящий год составят 5,838 триллионов рублей или около четверти от общего объёма бюджетных трат. В тоже время нищета, постигшая россиян, говорит о недостаточности этих средств. Если выделяемую правительством сумму поделить на всё население страны, то каждому достанется всего 40 000 рублей в год, на которые можно купить 240 граммов костного мяса в день. Можно ли такие расходы воспринимать полноценной социальной политикой?!
В предстоящем году правительство сократит расходы на социальную деятельность и здравоохранение почти на 500 миллиардов рублей, зато увеличит на 550 миллиардов финансирование силовиков и министерство обороны. Не трудно догадаться, что власть, видимо, решила надежно защититься от неизбежно растущего социального недовольства населения.
Коммунисты осуждают урезание расходов на социальную сферу. Представленный правительством проект — это бюджет деградации. Его суть: народу — налоги, олигархам — льготы. Фракция КПРФ предложила бюджет развития страны, размер которого 34 триллиона рублей, а не 23 триллиона, что изыскала действующая власть. Представленный нами бюджет мог бы решить не только все социальные проблемы, но и найти средства на повышение жизненного уровня народа, на полноценное современное развитие Российского государства. Нужен новый курс, и мы за это будем бороться!