Депутаты от КПРФ — Геннадий Зюганов, Юрий Афонин, Николай Коломейцев, Иван Мельников, Валерий Рашкин и Юрий Синельщиков — внесли на рассмотрение Госдумой законопроект об отмене дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в России.
В пояснительной записке к документу говорится, что исключить действие определяющих ДЭГ норм законов предлагается «до завершения формирования полноценной системы дистанционного электронного голосования, обеспечивающей на программно-техническом, организационном и правовых уровнях реализацию всех основополагающих принципов выборов».
Электронное голосование применялось на последних думских выборах в семи регионах России: в Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской области, а также в Севастополе и Москве. Применение ДЭГ выявило серьёзные недостатки этой системы, а в Москве — и вовсе опасения о честности подсчёта голосов избирателей. Среди наиболее скандальных эпизодов применения ДЭГ в столице: возможность переголосования он-лайн, серьёзная задержка с публикацией результатов и сенсационное изменение итогов выборов по одномандатным округам в результате подсчёта голосов из системы ДЭГ.
КПРФ не оставила без внимания результаты в Москве. Коммунисты не признали это голосование. После выборов представители партии провели несколько публичных встреч с избирателями, оспаривали итоги ДЭГ в суде. Негативное отношение партии к процедуре электронного голосования выразил лидер КПРФ Геннадий Зюганов на встрече с Владимиром Путиным.
В регионах России, кроме Москвы, использовали платформу, разработанную Центризбиркомом, Минцифры и «Ростелекомом». Сразу после выборов председатель Центризбиркома Элла Памфилова частично признала недостатки ДЭГ в Москве и заявила, что в будущем столичная платформа применяться не будет.
«Мы проводили электронное голосование в других регионах на федеральной платформе, и ни одного замечания или жалобы ни в одном из регионов нет, ни у кого не вызывают сомнения результаты, — сказала Памфилова в эфире радиостанции „Коммерсантъ FM“. — Дальше, конечно, будет единая федеральная платформа. Мы будем расширять возможность голосования регионов именно на общей платформе. В конце концов, Москве придется подчиняться общим правилам».
Инициатива коммунистов имеет чёткую цель — отменить непроверяемое электронное голосование, чтобы в Государственной Думе не было «фейковых» депутатов, избранных электронными ботами, — заявил член президиума Компартии, секретарь ЦК КПРФ и один из основателей Центра исследований политической культуры России Сергей Обухов.
— В нынешней Думе сидит порядка 50 человек из «Единой России», которые избраны так называемыми надомниками, когда скорость надомного голосования составляла порой 50 секунд! И ещё порядка 20 человек избраны так называемыми электронными ботами. Это пора прекращать! Надо отменять непроверяемое электронное голосование. Никакой общественный контроль за этим невозможен.
Напомним, Конституционный суд Германии и все ведущие страны запретили эту форму голосования как неподдающуюся общественному контролю. Поэтому в данном случае мы в общемировом тренде и защищаем конституционные права наших граждан.
«СП»: — ДЭГ себя полностью дискредитировал или это касается только московского формата?
— То же самое и электронное голосование, которое было в других регионах — его результаты также в корне отличаются от результатов голосования по обычным физическим бюллетеням. И оно также не контролируемо. Поэтому хрен редьки не слаще. Московский ДЭГ построен, как нам представляется, на одном из облаков криптовалюты «Эфириум». Да и вообще у нас есть подозрения, что использовали для майнинга криптовалюты это оборудование (для проведения дистанционного электронного голосования, — ред.). Но это мы будем дальше в судах выяснять и доказывать.
«СП»: — Каковы перспективы внесённого коммунистами законопроекта об отмене электронного голосования?
— В Думе сейчас, когда конституционное большинство у «Единой России», у всех законопроектов известные перспективы. Но это не отменяет политической борьбы и формирования законодательной базы на постолигархический период, когда не будет этой партии олигархата. А это неминуемо и довольно скоро произойдёт.
«СП»: — Что ещё можно сделать для отмены электронного голосования в России, кроме законодательных инициатив?
— Общественная борьба, массовые протесты, борьба за общественное мнение.
«СП»: — КПРФ готова на эти шаги?
— КПРФ только этим и занимается.
Экономист Василий Колташов считает, что закон об отмене ДЭГ в Госдуме принят не будет. Но это не значит, что его не имело смысла подавать.
— Электронное голосование ещё является экспериментальной формой голосования в России. Оно только-только вводится в оборот. И будет продвигаться дальше, несмотря на то, что в Москве было много шума по поводу того, что подсчёт результатов электронного голосования вёлся как-то неправильно. Было понятно, что оппозиционно настроенные избиратели не пойдут на электронное голосование в принципе. И то, что их там не было по итогам голосования, — закономерно.
Критика дистанционного электронного голосования логична, отражает определённые настроение — и поэтому важна. Критика может как-то положительно повлиять на этот процесс — и процедура голосования будет более прозрачной и будет вызывать меньше вопросов. Однако она бесполезна, в том смысле, что законодательство будет всё равно предоставлять возможность электронного голосования, Ограничение ДЭГ специальным законом не пройдёт.
«СП»: — Что мешает утверждению законодательной инициативы коммунистов сейчас?
— Для принятия такого закона необходимо большинство в Госдуме. А у инициаторов такого большинства нет. Поэтому я не ожидаю, что эта тема вообще проживёт долго.