Не успели отгреметь последние залпы голосования 17−19 сентября 2021 года, как в столице был анонсирован новый проект — захват оппозицией большинства на выборах в советы депутатов районов г. Москвы в сентябре 2022 года.
Как мы помним, предыдущая муниципальная избирательная кампания 2017 года увенчалась победой оппозиционных кандидатов и сильным ударом по позициям «Единой России» в Москве. Данные впечатляющие:
— в 7 районах города москвичи не избрали ни одного кандидата от партии власти;
— в 25 районах (включая Щукино, где выборы состоялись в 2016 году) «Единая Россия» получила меньшинство мандатов;
— в 5 районах «Единая Россия» и оппозиция получили равное количество мандатов.
Рост влияния местного самоуправления в системе российской власти претерпевал разные периоды.
Поначалу удел районных советов депутатов был связан исключительно с решением хозяйственных вопросов, пресловутых «лавочек» и определения новых мест для автобусных остановок. Максимум — участие в процессе рассмотрения и формирования бюджета района.
После возвращения выборов глав городов и субъектов федерации в 2012 году, районным депутатам было позволено определять кто будет в них участвовать посредством так называемого «муниципального фильтра». Это немного повысило статус местного самоуправления, вместе с тем окончательно превратив его в инструмент нехитрой политтехнологии по недопуску опасных кандидатов до выборов разного уровня. Были даже случаи, когда местные депутаты отзывали свои подписи под «муниципальным фильтром», тем самым способствуя «выбраковке» опасного для власти конкурента.
Голосование по Конституции 2020 года и поправки к ней вбили в местное самоуправление большой осиновый кол.
Теперь, в новой редакции основного закона страны, оно встраивалось в существующую политическую модель, становясь частью «единой системы публичной власти» в России.
Предлагаемые поправки в Конституцию так и звучали: «Введено понятие единой системы публичной власти, организация которой относится к ведению Российской Федерации. Декларируется единство государственной и местной власти. Как следствие принятых поправок, «органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом».
И вот теперь, уже в году 2021-ом, оппозиция готовится взять реванш за прошедшие думские выборы 19 сентября.
Особенность выборов в советы депутатов — их командный характер. В многомандатных округах разыгрывается сразу несколько мандатов, что способствует сложению сил и совместной агитации за условный «избирательный блок». Особенно если учесть, что количество избирателей, необходимых для прохождения не столь велико. И набившее оскомину «электронное голосование» здесь может и не сработать.
Сформированы команды Максима Каца и Юлии Галяминой, команда Александра Краснова, команды партий «Яблоко» и даже «Новых людей». Работает «Депутатская академия».
Александр Викторович Краснов, в прошлом глава мятежного Краснопресненского райсовета, организатор обороны Белого дома в 1991 и 1993 годах, последовательный критик всех московских мэров от Гавриила Попова до нынешнего Собянина. В 1993 году и.о. президента РФ Александром Руцким Краснов был назначен и.о. главы администрации города Москвы. Как мы видим, для него этот бой за Москву имеет особое значение.
Сложилась пренеприятнейшая для власти ситуация. КПРФ показала очень хороший результат в Москве, как по спискам, так и по одномандатным округам в Государственную думу в этом году, а за два года до этого провела в Московскую городскую думу 13 своих депутатов. В результате манипуляций с дистанционным электронным голосованием было объявлено о поражении победивших кандидатов от КПРФ в Госдуму. Но избирательная кампания 2021 года не прошла для них, и оппозиции в целом, даром. Эти депутаты и кандидаты стали крайне популярны среди своих избирателей в округах и районах, успев зарекомендовать себя целым рядом громких протестных кампаний по защите прав москвичей, и в особенности в последнее время против принудительной вакцинации и введения куар-кодов. И эта поддержка может дать высокий положительный эффект, когда популярные кандидаты и действующие депутаты-коммунисты начнут «поручаться» за малоизвестных кандидатов на муниципальных выборах. Михаил Лобанов, Евгений Ступин и многие другие. Не говоря уже о том, что сохранилась готовая база сторонников, активистов и агитаторов.
У оппозиционных партий, собирающихся выдвигать своих кандидатов на выборах мэра Москвы в 2023 году, имеются серьезные основания для борьбы за полторы тысячи районных депутатских мандатов. По имеющимся данным, «Единая Россия» готовится выставить 10 000 своих кандидатов, перекрыв с лихвой все округа. Ведь получение внушительного представительства в советах депутатов, снимет вопрос упоминавшегося выше «муниципального барьера» — универсальной дубинки для снятия неугодных власти оппонентов мэрии.
Однако, один лишь этот вопрос, естественно, не может быть основой стратегии для любой партии на муниципальных выборах.
Необходимы конкретные программа и повестка, с которой оппозиционные кандидаты будут апеллировать к избирателям. И в каждом районе есть своя специфика, и свои «горячие точки». Но это не должно отменять и политическую платформу, по принципу от частного, к общему. Тем более, что проблем у жителей столицы заметно меньше не становится, а запрос на реальные перемены неуклонно растет. Но районные советы депутатов лишены настоящих полномочий и все больше превращаются в исключительно совещательный, если не декоративный орган. Такое вот сложное уравнение с несколькими неизвестными, требующее решения.
Но даже в таком виде районные депутаты могут представлять опасность для существующей системы. Ведь любое депутатство — определенный статус и возможность самоорганизации жителей, точка консолидации протеста, а сам оппозиционный депутат — в перспективе потенциальный лидер районного уровня.