Кинорежиссёр Александр Сокуров на заседании президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека призвал вовсе отделить от России как минимум часть кавказских регионов: «Давайте отпустим всех, кто более не хочет жить с нами в одном государстве, пожелаем им удачи, пожелаем удачи всем падишахам, я не знаю, всем, кто хотел бы начинать жить своей жизнью». Владимир Путин с ним не согласился, и предложил: «Приходите ко мне, мы с Вами давно не виделись, Вы знаете, как я отношусь к нашим встречам и дискуссиям, я с удовольствием с Вами подискутирую».
Комментируя заявление Сокурова «Свободной прессе», действительный государственный советник III-го класса, бывший военный прокурор и почётный адвокат России Андрей Воробьёв напомнил режиссёру о статье 280.1 УК РФ, которая карает за такие воззвания «штрафом в размере от 200 тысяч до 400 тысяч рублей… либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет».
Сейчас эта статья применяется только за повторные призывы к расчленению страны, а на первый раз срабатывает статья 20.3.2 КоАП РФ наложением административного штрафа на граждан в размере от 30 тысяч до 60 тысяч рублей. Однако смешно и думать, что человека, которого президент приглашает в гости побеседовать о вечном, оштрафуют хотя бы на медный грош. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков лично заверил Сокурова, что босс «очень по-доброму к нему относится» и никаких проблем не будет.
Депутата от города Суоярви Владимира Заваркина в Кремль не приглашают. Потому за слова: «Нет работы, закрываются учебные учреждения. Больницы закрыты, тарифы растут, полная безработица. Смотрите, что в Карелии делается — лес вырубается на корню… Деньги вывозятся в Ленинград, Москву… Если нас не слышит Российская Федерация, то проведем референдум — не нужна Карелия России — давайте отсоединимся», — он оказался на скамье подсудимых.
Заваркин отделался относительно легко потерей мандата и штрафом в 30 тысяч рублей по той самой статье 280.1. Татарскому сепаратисту Рафису Кашапову и кубанской регионалистке Дарье Полюдовой дали реальные сроки по ней же. Покойный лидер Национально-демократической партии и писатель-фантаст Константин Крылов к отделению от России не призывал, и потому под 280.1 не попал. Однако обратив внимание на щедрое финансирование кавказских республик Крылов получил 140 часов исправительных работ по 282-й статье. Речь, завершившаяся призывом «кончать с этой странной экономической моделью» была признана возбуждением ненависти…
Интересно, попаду ли я под 282-ю, предложив государству прекратить финансировать фильмы Сокурова, которые проваливаются по причине отказа зрителей их смотреть? И если после призыва отделить Кавказ зовут поболтать с президентом, за что наказаны Заваркин, Кашапов, Крылов и Полюдова? За то, что любимый режиссёр царя-батюшки в феодальной табели о рангах не менее, чем граф, а они жалкие плебеи?
Вопросы чисто риторические, потому что мы живём в стране, где законы применяются избирательно, исходя из симпатий и антипатий высшего руководства. Я ни разу не защищал застрелившего лося депутата от КПРФ Валерия Рашкина, но чем лучше его позировавший с тушкой бобра, депутат от «Единой России» Николай Валуев? Между тем, в отличие от коллеги, его не лишили депутатской неприкосновенности, и судить не собираются.
Актёр Михаил Ефремов убил человека своим навороченным джипом и справедливо получил 8 лет. Телеведущий Эдвард Радзинский сделал то же самое и попал под амнистию. Как и дочь главы избиркома Иркутской области Анна Шавенкова. Ну, а раз так, то создателям подобной системы вряд ли стоит рассчитывать на сочувствие при встрече со столь же пристрастным судом. Хоть в Москве, хоть в Гааге, хоть в столице какого-нибудь грядущего халифата.
Это касается и главы Чечни Рамзана Кадырова, назвавшего Сокурова «продажной мордой», и предложившего проверить его слова на экстремизм. Можно и проверить, но только после самого Кадырова, который призывал устранять то неприятных ему блогеров, то российских силовиков. И, разумеется, безнаказанно. Ведь если любимый Путиным киношник в российской феодальной иерархии — граф, то хозяин Грозного с окрестностями, как минимум владетельный герцог. И когда после его гневных речей расстреливают какого-то полковника Буданова, ни один следователь не рискнёт проверить версию о подстрекательстве.