Минэкономразвития разработало законопроект, позволяющий иностранцам в упрощенном порядке получать вид на жительство (ВНЖ) в обмен на инвестиции в российскую экономику. Власти рассчитывают в первую очередь на приезжих из Китая и стран СНГ, пишет «МК».
По информации издания, инвесторам придется либо вложить в ИП 10 млн рублей и принять на работу десять россиян, либо владеть российской компанией, которой не менее трех лет, и вложить в нее не менее 15 млн рублей. Заплатил, и заветный «золотой паспорт» твой.
Минэкономразвития ожидает от 400 до 600 человек в год и привлечения от них 200 млрд рублей инвестиций. В 2020 году чистый приток прямых иностранных инвестиций составил 9,5 млрд, а в 2019-м 32 млрд долларов. За 2 квартал текущего года показатель составил 5,5 млрд долларов.
Из приведенных данных, очевидно, что целью Минэкономразвития являются именно деньги, а не люди. Хотя тем, кто получил российский вид на жительство, получить гражданство значительно легче. Почти наверняка инвесторы с ВНЖ де-факто станут нашими соотечественниками в будущем.
Лоббируя интересы богатых иностранцев, правительство вместе с тем подготовило отрицательный отзыв на законопроект о репатриации в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, который подготовил первый зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин.
Согласно законопроекту, соотечественниками признаются лица, относящиеся к народам, исторически проживающим на территории России. Также для репатриации необходимо свободное владение русским языком. Кабмин посчитал, что это «сужает» право на репатриацию, и «зарубил» инициативу.
И это в тот самый момент, когда страна оказалась в демографической яме — численность населения за 2020 год сократилась на полмиллиона человек и продолжает падать. А правительство вместо того, чтобы открыть двери «самому большому разделенному народу в мире» блокирует его воссоединение.
— В проекте Затулина конкретно говорится, что эти соотечественники должны быть русскими или русскоязычными, — подчеркивает директор Института свободы Федор Бирюков. — Это очень важный момент, поскольку сегодня большинство иностранцев, получающих гражданство РФ, не являются таковыми.
По сути, этот законопроект несет в себе русскую идею. Предполагает качественный отбор: русские, русскоязычные люди более выборочно подходят к переселению в Россию. Им нужно лучшие условия: жилье, зарплата. Именно на это государство и должно работать, привлекая представителей русской диаспоры не только с постсоветского пространства, но и ото всюду в мире.
Но для нынешней российской политики предложение Затулина неприемлемо, так как ответственные за нее чиновники мыслят не качественными категориями, а количественными. Им выгоднее привлекать, условно говоря, «муравьев», которые будут работать. При том, что зарплаты трудовых мигрантов давно сравнялись с российскими и даже могут превышать их. Это коррупционная схема.
Чиновники готовы брать кого угодно, даже без знания русского языка. Лучше пусть они живут в своих «резиновых» квартирах, как рабы, пополняют ряды работников ЖКХ, строительный сектор и др. Властям удобно, если все они станут гражданами России. Тогда и мигрантов вроде бы не будет. К тому же ими легко манипулировать. Например, на выборах.
«СП»: — Но из-за такой политики могут возникнуть межнациональные трения, конфликты, а это уже не в интересах власти…
— Конфликты власть не беспокоят. Казалось бы, политика выборочной репатриации, которая снижает риски этнопреступности, должна приветствоваться. Но у нас на это не обращают внимание. В статистике единица — это единица. Хотя она может быть с русским характером, а может быть не с русским. У нас же есть теперь формула «преступность не имеет национальности».
Проблема в том, что в стране нет понимания национальных интересов, как их описал однажды президент Владимир Путин: это то, что хорошо для русского человека и для других народов России.
— С точки зрения привлечения иностранных инвестиций — эта история в целом выглядит довольно неплохо, — говорит сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский.
Но если смотреть на объем средств, который нужен для упрощенной процедуры регистрации — это безобразие. Сумма в 10−15 млн рублей — это максимум 200 тысяч долларов и менее 200 тысяч евро по текущему курсу, который вполне может ослабнуть в следующем году. Страны, в которых есть программы «золотых паспортов», запрашивают инвестиции минимум в полмиллиона евро, а в развитых государствах типа Австралии эта сумма доходит до 2 млн австралийских долларов, который совсем немного дешевле американского.
То есть нужно либо делать годовую квоту по таким ВНЖ и паспортам, либо поднимать планку до 25−30 млн рублей, потому что есть риск, что в Россию начнут массово переезжать граждане Китая, Турции, Индии, стран Ближнего Востока. При этом маловероятно, что этой возможностью массово будут пользоваться граждане европейских стран, даже несмотря на очевидные налоговые преференции — знающие люди понимают, что на бюрократию и «благодарности» придется потратить не меньше, чем на открытие бизнеса. Если на Востоке к этому готовы, то толерантный Запад вряд ли сможет с этим смириться.
Поэтому программа однозначно имеет право на жизнь, особенно в условиях постоянного снижения объема прямых инвестиций в экономику страны, но планку нужно поднимать и вводить квоту на «золотые паспорта».
— Подход к вопросам гражданства РФ у руководства страны любопытный, — отмечает координатор незарегистрированной партии «Другая Россия Э. В. Лимонова» Андрей Дмитриев. — Его всегда охотно давали известным артистам, певцам. Вспомним Жерара Депардье, Стивена Сигала или вот совсем недавно выдали паспорт Наталье Орейре. Теперь решили выдавать «золотые паспорта» богатым инвесторам из-за рубежа. И в то же время люди, имеющие несомненные заслуги перед Русским миром, которым это гражданство необходимо, не могут его получить.
«СП»: — Например?
— В Казахстане правозащитник Ермек Тайчибеков, получивший 10 лет колонии и ожидающий приговора по еще одному делу, попросил гражданство РФ. Иначе он может просто не выйти из тюрьмы. Однако МИД в лице Марии Захаровой объявил, что это невозможно, поскольку он имеет незакрытое уголовное наказание. Получается замкнутый круг: Тайчибекова посадили за защиту прав русских и пропаганду единства Казахстана с Россией, и поэтому РФ не может дать ему гражданство… У Кремля неплохие отношения с казахским руководством, так, может быть, этот вопрос можно было порешать как-то кулуарно, в рамках дипломатических переговоров? Но такого желания, по всей видимости, не наблюдается.
Другой пример. Английский рабочий антибуржуазных и антинатовских взглядов Бен Стимсон в 2014-ом году отправился в Донбасс по линии движения «Интербригады», на фронте был водителем санитарного автомобиля. А по возвращении в Великобританию получил 5 лет лишения свободы за поддержку «сепаратистов». Недавно Бен был освобожден, но сейчас снова оказался в тюрьме — до 2023 года (полиция сочла, что он не соблюдает условия надзора). Стимсон не раз заявлял о своем желании получить гражданство и переехать жить в Россию. Тут можно было бы попробовать обменять его на кого-нибудь из сидящих у нас подданных ее величества (такие есть). Но отклика у официальных лиц это не вызвало.
«СП»: — Это отдельные, самые яркие примеры…
— А есть еще множество русских, проживающих за границами РФ, у которых тоже возникают проблемы с получением гражданства. В Донбассе российские паспорта выдают, и это хорошо (хотя те, кто сейчас встают в очередь, должны получать его аж в 2023 году — можно бы ускориться). Но с тем же Казахстаном проблемы. Так, журналист Илья Намовир рассказывает, что многих отпугнуло то, как их принимали в России: оказалась не матерью, а мачехой, люди не могли получить гражданство, устроить детей в детский сад. В общем, за «золотыми паспортами» хорошо бы и об обычных не забывать — это долг России как государства перед оказавшимися за границами страны русскими.