На фоне событий в Казахстане Узбекистан может вернуться в состав ОДКБ, считает председатель комитета Госдумы по делам СНГ Евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников. По его мнению, в Ташкенте должны видеть, что больше «надеяться не на кого».
«Узбекистан в своё время вышел из ОДКБ, но может снова войти. Я теперь такого не исключаю, когда они видят, что надеяться не на кого, — заявил он.
Напомним, что о возможности вхождения Узбекистана в ОДКБ и ЕАЭС говорят много в последнее время. Однако сами власти Узбекистана эти разговоры никогда не подтверждали. Подстегнет ли их страх перед повторением у себя казахстанских событий?
Впрочем, стоит отметить, что едва ли можно доверять такому союзнику. Узбекистан был в ОДКБ с первых дней основания. Сам договор был подписан в его столице — Ташкенте, 15 мая 1992 года, из-за этого его еще называют Ташкентским договором. Однако республика покинула ряды организации в апреле 1999 года.
В августе 2006-го Узбекистан восстановил членство в ОДКБ, чтобы снова выйти из нее в июне 2012-го. Нужен ли вообще России столь многовекторный партнер, который то входит, то выходит, то ссорится с США, то мирится и даже размещает у себя американскую базу?
— В принципе, Узбекистан может вернуться в ОДКБ, но зачем это ему? — считает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— В отличие от Казахстана, где события минувшей недели были вызваны не столько какими-то внешними силами, сколько соображениями транзита власти — борьбой ряда олигархических групп (токаевской, масимовский и проч.) за назарбаевское наследие, в Узбекистане транзит президентской власти пока не актуален. Эта страна находится на восходящем тренде. Мирзиёев — лидер новый, популярный, посткаримовский. С талибами* находится в диалоге. Контролирует ситуацию в стране. Так что пока вступать в какие-то геополитические союзы для Узбекистана не актуально.
«СП»: — Говорят, что Узбекистану больше «надеяться не на кого». А кто им угрожает? Афганистан? Вот президент Таджикистана Рахмон предлагает создать пояс безопасности вокруг Афганистана. Ташкенту это нужно?
— Рахмон может предлагать все, что угодно. Его главный ресурс — российские пограничники, а вовсе не какой-то там «пояс безопасности» с участием других стран Центральной Азии. Никакого военного единства стран Центральной Азии сегодня быть не может— тем более перед лицом внешней экспансии со стороны южных соседей. Каждый будет спасаться в одиночку, в случае чего.
«СП»: — Узбекистан уже дважды из ОДКБ выходил. Многовекторность зашкаливает? Может, они скорее НАТО на помощь позовут. Опыт размещения американских баз уже был…
— Именно потому, что Узбекистан дважды выходил из ОДКБ, он не будет в очередной раз стремиться вступить в эту организацию. Руководство этой страны знает, что в случае внешней угрозы нет никаких проблем вступить в ОДКБ и попросить помощи России. Или, напротив, обратиться за помощью к Турции. Или к Китаю. В зависимости от типа экспансии…
России для обеспечения собственной безопасности не нужен никто, кроме армии и флота, ну и, разумеется, национального стратега. В отсутствие же адекватной стратегии внешней политики в РФ нашей стране не поможет никто.
«СП»: — В свое время в ОДКБ входили также Грузия и Азербайджан. Возможно ли воссоздание организации в изначальном виде? Или, может, к ней могут присоединиться какие-то новые страны?
— Воссоздание ОДКБ в прежнем виде невозможно. Нас не должно обманывать некое «единство» позиции стран ОДКБ в отношении поддержки законного руководства Казахстана. Тут речь идет о поддержке «братского» олигархического режима, не более. Но вот вопрос: какова будет позиция стран ОДКБ в случае нарастания провокаций, например, на Донбассе и начала военной операции в данном регионе при поддержке Киева со стороны НАТО. Думаю, что никакого единства в ОДКБ уже не будет. Не надо преувеличивать военно-политическое значение данной организации.
— Представители руководства Узбекистана за предыдущий год неоднократно подчеркивали, что это государство не намерено восстанавливать членство в ОДКБ, — напоминает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— В таких случаях официальный Ташкент ссылается, в том числе, на свою Концепцию внешнеполитической деятельности и Оборонную доктрину, которые не предполагают членство в военных блоках. В подобном ключе, в частности, в июле 2021 года высказывался пресс-секретарь президента республики Шерзод Асадов, а в октябре — глава МИД страны Абдулазиз Камилов. Характерно, что в сентябре 2021 года генсек ОДКБ Станислав Зась также отмечал, что Узбекистан «пока не планирует» возвращаться в организацию.
Конечно, здесь не тот случай, когда руководству страны приходится оглядываться на общественное мнение и долго готовить его к подобным внешнеполитическим разворотам. Но все же вряд ли восстановление членства Узбекистана в ОДКБ произойдет в ближайшем будущем. Теоретически, подтолкнуть Ташкент к подобному шагу могло бы либо серьезное осложнение отношений с США, либо очень заметные угрозы безопасности страны.
Вряд ли события в Казахстане станут фактором, подталкивающим Узбекистан к восстановлению членства в организации. Стоит отметить, также, что Вашингтон продолжает демонстрировать заинтересованность в сотрудничестве с Ташкентом — в частности, в декабре 2021 года страну посетила американская делегация во главе с помощником госсекретаря США Дональдом Лу.
Конечно, политика того же Казахстана показывает, что возможности по взаимодействию с американской стороной сохраняются и в случае членства в ОДКБ. Тем не менее, скорее Ташкент в ближайшее время предпочтет не входить в данный военный блок, в том числе, чтобы получить больше пространства для маневра при переговорах с Вашингтоном.
«СП»: — Да, многовекторность — штука коварная.
— В общем-то, и Казахстан традиционно проводил многовекторную внешнюю политику, и Белоруссия — на многих этапах членства в ОДКБ. При этом действительно в случае гипотетического восстановления членства Узбекистана в этой организации новый разрыв Ташкента с ОДКБ через несколько лет был бы вполне вероятен. Но в любом случае — обратим внимание, что даже Леонид Калашников (а парламентарии, как правило, могут делать более смелые публичные заявления по подобным вопросам, чем представители исполнительной власти) заявил о вероятности восстановления членства Узбекистана в ОДКБ очень аккуратно — с формулировкой «не исключаю». В Кремле, скорее всего, также вряд ли рассчитывают, что эта задача будет решаться просто.
«СП»: — А в ЕАЭС Узбекистан может вступить?
— Как известно, Узбекистан сегодня является государством-наблюдателем в ЕАЭС. В то же время, в вопросе дальнейшего углубления сотрудничества с организацией Ташкент также весьма осторожен. Вспомним, например, что в ходе выступления на прошедшем в дистанционном формате в декабре 2021 года саммите Высшего Евразийского экономического совета президент страны Шавкат Мирзиеев заявил о необходимости расширения возможностей участия в работе органов ЕАЭС именно для стран-наблюдателей (вероятно, ориентируясь на работу своей страны с ЕАЭС в ближайшем будущем именно в этом статусе).
Можно отметить, что замглавы МИД РФ Андрей Руденко еще в сентябре 2021 года также весьма сдержанно комментировал возможность вступления официального Ташкента в ЕАЭС, заявив, что Москва «не торопит Узбекистан сделать окончательный выбор».
«СП»: — В последнее время часто говорят о том, что помимо Узбекистана к ЕАЭС может присоединиться Азербайджан. Понятно, что на фоне союза с Турцией едва ли стоит рассматривать всерьез вступление Баку в ОДКБ, но все же. Готов ли Азербайджан пойти на интеграцию и в каком формате?
— Перспективы взаимодействия Азербайджана с ЕАЭС периодически становилась темой для дискуссий в прошлом году. Еще до предложения Нурсултана Назарбаева предоставить Азербайджану статус страны-наблюдателя в этой организации, тема сотрудничества Баку с этой структурой обсуждалась в информационном пространстве, например, незадолго до заседания Межправительственного совета ЕАЭС в апреле 2021 года.
Премьер Армении Никол Пашинян, заявив о возможности при определенных условиях «рассмотреть вариант» с поддержкой предоставления Азербайджану статуса наблюдателя в ЕАЭС, прекрасно понимал, что может оказаться из-за этого под ударом критики в собственной стране — так что эта реплика явно была сказана с учетом позиции Москвы.
* «Движение Талибан» по решению Верховного суда РФ