Появилась информация о том, что Армения после недавнего обострения в Нагорном Карабахе начала консультации с НАТО в рамках участия в программе альянса «Партнерство во имя мира». Программа предусматривает, что, в случае возникновения прямой угрозы территориальной целостности, политической независимости или безопасности, её участники могут провести консультации со странами-членами НАТО.
Но есть одна загвоздка — Армения является членом ОДКБ, фактически, враждебной НАТО организации. И как бы выглядело обращение ее к североатлантическому альянсу? По меньшей мере, странно… Тем более, что в Москве постоянно подчеркивают, что страна является стратегическим союзником России. Почему тогда Армения обращается к НАТО, а не к ОДКБ и России? Тем более, что Армения в настоящее время председательствует в ОДКБ…
Некоторые эксперты уверены, что в Ереване считают, будто в территориальном конфликте вокруг Нагорного Карабаха Москва поддерживает позицию Баку, поэтому Армения и пытается заручиться поддержкой других центров силы.
Напомним, что накануне состоялся телефонный разговор президента России Владимира Путина и премьер-министра Армении Никола Пашиняна, в ходе которой армянский лидер, как сообщают, заявил руководителю РФ, что на днях азербайджанские подразделения зашли в зону ответственности российских миротворческих сил в Карабахе. Пашинян также добавил, что возможны новые провокации со стороны азербайджанских подразделений именно в зоне ответственности миротворческих сил России.
Кончено, ситуация в минувшие выходные, когда азербайджанские войска вошли в зону ответственности российского миротворческого контингента (РМК), выглядит странно и попахивает провокацией. Однако, стоит отметить, что антироссийские настроения вокруг тезиса о неспособности России защищать Армению или, что Москва и вовсе поддерживает Азербайджан в этом конфликте, появляются в армянском обществе не впервые. Они активно разгонялись ещё во время 44-дневной войны осенью 2020-го года. Тогда Ереван, кстати, обращался за помощью к ОДКБ. Вернее, Пашинян говорил об этом, в реальности же запроса не было. А если бы и был, устав ОДКБ подразумевает коллективную помощь лишь в случае угрозы национальной территории. Карабах, напомним, не является частью территории Армении, что признано всеми, включая саму Армению.
Стоит отметить, что прозападный вектор в Ереване значительно усилился с приходом к власти Пашиняна. Но всему должен быть предел. Обращение страны ОДКБ в НАТО за военной помощью, несомненно, вышло бы за любые пределы. Если, конечно, это действительно правда.
А что бы дало обращение в НАТО? НАТО стала бы воевать с Азербайджаном, за которым стоит член альянса — Турция?
— Пока это (обращение, — ред.) просто неподтвержденные слухи, — говорит ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Возможно, одним из поводов для их появления стало состоявшееся 31 марта 2022 года посещение несколькими военными атташе стран, входящих в НАТО и ЕС, военной авиабазы в Армении. Там, как известно, им были продемонстрированы самолеты Су-30СМ, чтобы подтвердить, что они не участвуют в российской военной спецоперации на Украине, поскольку подобные слухи ранее также обсуждались.
«СП»: — Согласно программе партнерства с НАТО, в случае возникновения прямой угрозы территориальной целостности, политической независимости или безопасности, её участники могут провести консультации со странами-членами НАТО. И что дают эти консультации в реальности? Кому-то НАТО помогла?
— По крайней мере, во время масштабной вооруженной эскалации в Карабахе осенью 2020 года генсек НАТО Йенс Столтенберг просто ограничился заявлением, что альянс не участвует в этом конфликте, а ранее призвал Турцию «использовать свое большое влияние, чтобы снизить напряжение в регионе». Такая позиция военного блока тогда вызывала довольно резкую реакцию премьера Армении Никола Пашиняна, заявившего, что НАТО несет ответственность за действия, в которых Ереван обвинял Турцию в рамках этого конфликта.
«СП»: — В случае с Арменией ситуация выглядит очень странно, так как за помощью к Североатлантическому альянсу обращается никто иной, как член ОДКБ. А устав ОДКБ позволяет?
— Собственно, напрямую устав ОДКБ регламентирует только ситуацию, когда члены этого блока принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск или объектов военной инфраструктуры государств, не входящих в организацию. Даже возможность таких действий не отрицается, а лишь оговаривается, что такое решение должно приниматься «после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими государствами-членами» (об этом говорится в ст. 7 устава, — ред.).
«СП»: — Эксперты полагают, что в Ереване считают, будто в территориальном вопросе Карабаха Москва поддерживает позицию Баку. Именно поэтому Армения и пытается заручиться поддержкой других центров силы. Такое возможно? Давно ли Москва стала поддерживать Баку?
— В меда-пространстве Армении действительно звучали обвинения в адрес российского миротворческого контингента в излишней пассивности в нынешней ситуации. Но международный опыт показывает, что это распространенная ситуация для миротворческих контингентов. Их действиями обычно так или иначе недовольны все стороны, вовлеченные в конфликты, для урегулирования которых подобные силы задействуются. Как известно, со стороны Баку также высказывались претензии к деятельности российских миротворцев, причем на самом высоком уровне. Например, в январе 2022 года президент Азербайджана Ильхам Алиев упомянул про «много раздражающих моментов» в деятельности российских миротворцев, впрочем, одновременно упомянув об их «положительных функциях».
Ранее со стороны целого ряда экспертов и политиков из Армении звучали обвинения в адрес России в недостаточной, по их мнению, поддержке Еревана. Понятно, что армянской стороне не могло нравится и многолетнее военно-техническое сотрудничество Москвы и Баку. То есть, тезис что «Москва поддерживает Баку» — обычный тезис в общественно-политический дискуссиях в Армении, который начинает обсуждаться активнее в случае кризисных ситуаций или публичных российско-азербайджанских контактов.
«СП»: — Как, по-вашему, Москва отреагирует на это?
— На подобные дискуссии в медиа-пространстве Армении Москва, скорее всего, будет реагировать спокойно. Сообщения о недавних консультациях Еревана с НАТО, стоит повториться, пока остаются неподтвержденными слухами. В любом случае, вряд ли альянс здесь чем-то мог бы помочь Армении — хотя бы с учетом заинтересованности этой организации в сотрудничестве и с Азербайджаном.
— Обращение Еревана к НАТО по вопросу Карабаха представляется маловероятным, — уверен доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— В условиях военной спецоперации на Украине наблюдаются и, с высокой долей вероятности, будут продолжать наблюдаться попытки со стороны внешних сил активизировать конфликтогенные очаги, однако это выглядит неперспективным. Во многом, подобные попытки имеют провокационную природу и цели, на их фоне будут распространяться различные слухи и домыслы. К слову, объектом для информационных провокаций на днях стала и сама Армения, когда министерству обороны страны пришлось доказывать военным атташе стран-членов ЕС и НАТО, что истребители Су-30СМ не передавались России для проведения спецоперации. Таким образом, была опровергнута ранее распространенная в азербайджанской и турецкой прессе информация о том, что самолеты армянских ВВС задействованы в спецоперации на Украине