Имя Владимира Жириновского, безусловно, войдет в учебники истории по новейшему времени России. Яркий политик, глашатай тайных механизмов государственной машины, лидер одной из системных партий, которая от выборов к выборам получала широкую поддержку избирателей. Россиянам еще предстоит дать оценку феномену Жириновского. «СП» в этот момент предлагает подборку наиболее интересных публикаций зарубежной прессы, посвященных лидеру ЛДПР.
Французская France24 называет Жириновского лидером российских националистов. Издание обращает внимание, что риторика главы Либерально-демократической партии была достаточно воинственной. Она не таила в себе нотки либерализма и демократии, как эти понятия понимают в Европе. «Жириновский был печально известен тем, что делал яростные заявления, которые не были ни либеральными, ни демократическими, и обычно произносились со свирепым взглядом», — дают свое определение авторы публикации. Они замечают, что основанную Жириновским партию ЛДПР в течение 30 лет ждали успехи и поражения, но вот выступления лидера всегда привлекали внимание. Он одновременно считался смелым человеком, говорящим самые сокровенные заговоры Кремля, и покорным исполнителем воли верховной власти. При этом авторы некролога замечают, что Жириновскому пришлось пройти непростой путь к известности. France24 напоминает: «Отец Жириновского, который бросил семью в 1949 году, был евреем польского происхождения — неудобное наследие, учитывая сильные антисемитские взгляды русских националистов. Жириновский долго отрицал, что у него еврейское происхождение, но, в конце концов, признал это в книге 2001 года, отвергнув важность своего этнического происхождения в характерно резкой оценке».
Агентство Reurers называет Жириновского «шоуменом российских крайне правых». «Когда малоизвестный крайне правый политик Владимир Жириновский занял третье место после Бориса Ельцина на президентских выборах в России в 1991 году, это выглядело как вспышка на сковороде», — начинается публикация с отсылкой к давно минувшим дням. С другой стороны, Жириновский действительно стал частью истории и творцом очень больших политических процессов. По мнению авторов некролога, Жириновский только внешне использовал образ шута, но умело играл на чувстве национальной гордости россиян. Более того, он посылал недвусмысленный сигнал Западу, что Россию по-прежнему необходимо уважать и бояться.
Британская консервативная The Guardian характеризует Жириновского терминами «ультранационалистический» и «ультраправый». По мнению издания, российский политик на протяжении 30 лет использовал образ придворного шута, умело продвигая при этом самые радикальные националистические идеи. Издание довольно точно указывает, что истинная причина популярности Жириновского и его партии ЛДПР в своей основе имеет устремление стать «третьей силой» на фоне неудач демократов начала 1990-х и провальной политики коммунистов из команды Михаила Горбачёва.
Политическим долгожителем называет Жириновского радио «Свобода» *. Издание не стесняется в выражениях, называя политика «бешеным российским законодателем». Авторы статьи отмечают, что политик пять раз участвовал в президентских выборах и ни разу не набрал даже 10 процентов голосов, как пишут журналисты, несмотря на яркую «ксенофобскую» риторику. При этом роль Жириновского характеризуется как умелое использование образа системной оппозиции, которая якобы ни на что не влияла, но служила для видимости создания демократии. «Быстрый переход к рыночной экономике при президенте Борисе Ельцине привел многих россиян к нищете: заводы закрылись, инфляция взлетела до небес, а система социальной защиты коммунистической эпохи, какой бы изношенной она ни была, развалилась. На парламентских выборах в декабре 1993 года многие граждане выразили свою оппозицию как Ельцину, так и Коммунистической партии, проголосовав за Жириновского», — довольно точно описывает издание суть политического успеха лидера ЛДПР в начале взлёта политической карьеры.
The Washington Post считает, что Жириновский смог построить карьеру на развале СССР, умело используя хаос в сознании граждан. Он был ярким на фоне «бесцветных» политиков, которые не могли предложить обществу ничего нового и вдохновляющего. «Жириновский был известен как напыщенный шут и фанатик со склонностью к жестокому поведению по отношению к женщинам и журналистам. Но он был очень эффективным игроком на политической сцене России в течение трех десятилетий», — пишет газета. Успеху при этом способствовало и название партии, якобы не соответствующее действительности. Но главный секрет политического долгожительства Жириновского, по мнению The Washington Post, крылся в умелой игре на таких чувствах россиян как страх, ненависть, обида и ностальгия по «советскому величию». «Американцы хитры. Они изучили опыт Наполеона и Гитлера, которые пришли в Россию с мечом. Они пришли с колготками, жевательной резинкой, McDonald’s, порнографией и фильмами ужасов — и им были рады», — приводит издание цитату Жириновского из далекого 1994 года.
Австралийская The Canberra Times не осталась в стороне от случившегося и называет Жириновского «лидером русских националистов», который повергал в шок западных лидеров своей «ядовитой риторикой». При этом Жириновский, как пишут авторы, умело сочетал роль дикаря, способного на любые заявления, и ручного прокремлевского шута. Проект партии ЛДПР журналисты отсылают к планам КГБ СССР по созданию ручной и управляемой партии. Но главной особенностью Жириновского, как считают авторы, было не оставлять равнодушными никого, кто слышал его речи.
* Радио «Свобода» («Свободная Европа») Минюстом России внесено в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.