Смерть лидера ЛДПР Владимира Жириновского не могла стать неожиданностью для партии, при этом либерал-демократы понимали, что «найти равноценную замену харизматичному и известному всей стране политику будет непросто», пишет РБК со ссылкой на мнение близких к партии источников.
«Сменить несменяемого Владимира Вольфовича просто нельзя», — заявил изданию один из них. Смерть Жириновского подорвала «моральный дух» партии, признает другой, ЛДПР ждет «только забвение».
Сейчас «на скамейке преемников»: назначенный исполняющим обязанности лидера фракции ЛДПР депутат Леонид Слуцкий, депутаты Андрей Луговой и Алексей Диденко, губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв и сын Жириновского Игорь Лебедев, отмечают источники РБК.
В ЛДПР, разумеется, обсуждали разные кандидатуры на смену Жириновскому еще задолго до его болезни «просто на всякий случай», утверждает источник. Однако окончательное решение, по его словам, будет приниматься после консультаций с Кремлём.
В то же время два собеседника, близких к администрации президента, сказали РБК, что решение относительно кандидатуры следующего лидера ЛДПР будет приниматься, после того как настанет ясность, что делать с самой партией: оставлять ее в нынешнем виде, объединять с какой-то еще или вообще создавать нечто новое.
— Решать вопрос преемства в ЛДПР будет Кремль по известному принципу: преемник должен быть абсолютно лояльным власти персонажем, — считает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Кремль будет не просто влиять — он, собственно, и решит, кому отдать портфель Жириновского. Собственное мнение каких-то депутатов или даже фракции давно уничтожено.
«СП»: — Среди вероятный преемников называют Леонида Слуцкого и Михаила Дегтярева. А что Лебедев?
— Дегтярев на своем месте — в ссылке. Как молодой и перспективный. А Слуцкий — идеальный кандидат для того, чтобы возглавить ЛДПР, а потом благополучно похоронить ее. Банальность, серость и лояльность — вот основные качества Слуцкого. То, что Кремлю сегодня нужно. Но наличие в Думе этой партии уже не актуально. Кремль ведь протащил в прошлом году в Думу еще более серую и примитивную политическую группировку — псевдопартию «Новые люди». Как спойлера «Единой России» этой партии в Думе будет вполне достаточно. Что касается Лебедева, то в отличие от Слуцкого, он настолько пустое место, что его лидерства в ЛДПР не захотят сами однопартийцы.
«СП»: — Как, по-вашему, изменится роль ЛДПР в российской политической системе при новом лидере?
— ЛДПР сыграла свою роль в монополизации власти Кремлем и «Единой Россией», так что теперь может уйти. Кремль теперь ей особо помогать не будет, полагая, что партия сама должна будет позаботится о своей судьбе.
— ЛДПР стоило бы избрать своим новым лидером Сергея Фургала, но там продолжат выезжать на авторитете Жириновского, чем и спасутся, — убеждён член политсовета партии «Другая Россия Э.В. Лимонова"* Андрей Милюк.
— В нынешней сложной обстановке Кремль не станет ликвидировать ЛДПР, либо сливать ее с другими партиями. Это одна из системообразующих сил, и заменить ее просто некем. Жириновский честно тянул свой фронт работ по имитации умеренной право-патриотической оппозиции, покрывал свою часть электората. Да, в последние годы ЛДПР не блистала, но посмотрите, как скакнул рейтинг Жириновского с началом спецоперации — рос быстрее, чем у Путина. При том, что последний как раз делал радикальные программные заявления.
Понятно, что на любых выборах, пройди они в ближайшее воскресенье, Жириновский собрал бы больше голосов, чем Миронов, Нечаев и Явлинский вместе взятые. Поэтому партийцы будут заклинать избирателя именем Жириновского, делать его одной из икон спецоперации (вспомните пророческое интервью политика в начале года) — и добьются каких-то результатов. Достаточных, чтобы не вылететь из политики.
ЛДПР — это партия семейная, личный проект Жириновского от начала до конца. Поэтому яркий парламентарий Слуцкий может так и остаться главой фракции, быть узнаваемой медийной фигурой, но стать лидером партии есть наибольшие шансы у сына Жириновского — Игоря Лебедева. Партия должна перейти по наследству в пределах семьи — как политическая структура и как структура по зарабатыванию денег через продажу депутатских кресел. А ведь есть еще личный бренд Жириновского!
Я уже предлагал лозунг, под которым Лебедев может победить во внутрипартийной борьбе: «При мне будет, как при папе». Надеюсь, услышит и воспользуется. Хотя, будь ЛДПР по-настоящему оппозиционной организаций, на срочном внеочередном съезде ее главой выбрали бы ныне ожидающего суда Сергея Фургала. Только на днях суд провалил вторую попытку набрать присяжных на процесс — большинство отказалось под разными предлогами. Может провалить и третью. Лидер парламентской партии мог бы говорить из-за решетки зажигательные речи (наверняка ему есть, что сказать!), обличать продажную систему и своего сменщика Дегтярева, но, увы, мы живем не в том мире, и ЛДПР выберет унылую борьбу за преодоление 5% барьера на следующих выборах.
* Организация не зарегистрирована Минюстом России.