Ситуация на Украине помогла самопровозглашенной республике Косово подать заявку на членство в Совете Европы, заявил спикер «парламента» непризнанной республики Глаук Конюфца.
Заявка была необходима. Последние события в связи с российским вторжением на Украину создали благоприятную ситуацию", — цитируют его слова в эфире Радио и телевидения Косово РИА Новости. Конюфца, однако, добавил, что даже государства, которые признали независимость Косово, советовали властям в Приштине не торопиться с подачей заявки на членство в Совете Европы.
«Тогда, в 2015 году, у нас было 2/3 голосов, но не было к нам благосклонности. Разговоры, которые мы недавно проводили, изменили атмосферу, как и перемены в самом Косово, а также на международной арене», — подчеркнул Конюфца.
Ранее косовский «премьер» Альбин Курти попросил НАТО о вступлении Приштины в альянс «в свете спецоперации России на Украине». По его словам, Сербия, с одной стороны, не признает независимость Косово, а с другой, «большую часть оружия получила от России, большинство российских компаний имеют филиалы в Сербии».
Как это понимать? Спецоперация России развязала руки всем ее врагам, в том числе, в бывшей Югославии? Теперь «в свете спецоперации» можно все, что угодно? Где связь?
— Никаких новых вводных для западного мира российская спецоперация на Украине не создала, — считает доцент Финансового университета при правительстве России Владимир Блинов.
— Международное вероломство как было доминантой европейских отношений в отношении чужих, начиная с XVII века, так теперь ей и остается. Да, меж собой они придерживаются норм, но после Второй мировой войны политическая субъектность европейских государств растворилась. За правительствами прячутся киты финансово-промышленного капитала, и условные взаимоотношения Франции и Германии решаются не на уровне первых лиц, а пронизывающих эти страны корпораций. Сегодня есть взаимоотношение условных Siemens и Reno, а есть ширма международного права, включаемая в одностороннем порядке, чтобы не утруждать себя сочинениями уникальных историй.
В 2008 году «самобытную» историю все-таки пришлось состряпать. Звучала она как оправдание независимости Косово по причине этнических чисток, проводимыми сербами в отношении албанцев. Резня албанцами, хорватами и всеми другими сербов при участии стран НАТО, разумеется, в расчет западом не бралась, равно как геноцид русских в Донбассе сегодня. При этом провозглашалась косовская история именно как уникальная, не имеющая аналогов и не способная стать в будущем прецедентом. Что послужило поводом для такой избирательности и оставления в стороне механизмов ООН — вопрос ясный.
Николай Данилевский считал, что между Россией и Западом лежит цивилизационный разрыв, приводящий к извечному неприятию России и их славянских собратьев. Позиция Запада по поводу Косово и всего происходящего в землях православных славян сводится к известной фразе Волка в басне Крылова: «Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».
— Косовские албанцы всячески пытаются подчеркнуть связь между Сербией и Россией. Мол, за плохими сербами стоят ещё более плохие русские, — уверен доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачёв.
— И если сейчас Запад воюет с Россией — пришло время признать самые невероятные «хотелки» косоваров.
«СП»: — Если бы не российская спецоперация, не решились бы?
— Решились бы и без спецоперации на Украине. Просто сейчас выбрали подходящий, как им кажется, момент.
«СП»: — Это, по-вашему, инициатива Приштины или попытка Запада давить на Белград?
— Думаю, за этим стоит часть Запада в лице США и Британии. Или, по крайней мере, какие-то круги в них. Но остальной Запад был не против, потому что он хочет надавить на Сербию и заставить её присоединиться к антироссийским санкциям.
«СП»: — Можно ли сказать, что 24 февраля развязало руки не только России, но и Западу в его антироссийской деятельности? Теперь можно всё?
— Да, теперь можно если не всё, то почти всё. Однако применительно к данному случаю весь вопрос сводится к тому, насколько Сербия превратилась в сознании западных политиков в «продолжение России». Здесь по странам мнения различаются.
«СП»: — Ранее косовары попросили НАТО принять их под предлогом спецоперации России на Украине. Может, и в СЕ, и в НАТО теперь примут? Куда еще попросятся?
—Могут ещё раз подать заявку в ООН и Евросоюз. Или, по крайней мере, начнут с ОБСЕ. Весь вопрос в том, что пока тот же Евросоюз пытается говорить с Сербией не только «кнутом», а потому немедленно удовлетворять желание албанцев не будут. Тем более, что пять стран ЕС всё ещё не признали Косово.
«СП»: — В Сербии заявили об отзыве признания Косово со стороны четырех государств. И это несмотря на работу Запада по признанию и давление на Сербию? О каких странах, по-вашему, идет речь? Продолжится ли процесс отзыва признания? Насколько рост роли России в мире на это влияет?
— Здесь больше влияет Китай, а не Россия. В 1999 году американцы разбомбили в Белграде китайское посольство, и с того момента Косово стало важной частью китайской политики. И он, как и Россия, тоже противодействует его признанию. Гадать не стану — но предположу, что речь идёт о паре стран в Африке, одной в Океании и одной — в Латинской Америке.
В Европе первый кандидат на отзыв признания — Чехия, но при нынешнем правительстве она на это не пойдёт.
«СП»: — По-вашему, какие еще застарелые конфликты Запад может попытаться разворошить под предлогом российской спецоперации?
— Все конфликты на постсоветском и постюгославском пространстве без исключения.
По словам координатора партии «Другая Россия Э. В. Лимонова» *Андрея Дмитриева, никакой прямой правовой или дипломатической связи между подачей заявки Косова в Совет Европы и Россией, разумеется, нет.
— Это такая цыганская логика — пока идет большая драка на ярмарке, громче всех орать за одного из дерущихся и требовать себе лошадь и кошелек с грошами.
Интересна позиция сербских властей. А они во главе с Александром Вучичем успешно загоняют себя в угол. Сербия в ООН за последний месяц три раза поддерживала антироссийские резолюции. Потом Вучич был недоволен Владимиром Путиным, который на встрече с генсеком ООН сказал, что Международный суд своим решением по Косову открыл возможность для ЛНР и ДНР провозгласить независимость без согласия Киева. И что тут, спрашивается, не так? На этом же основании имеем право признать независимость Закарпатья, Приднестровья, Гагаузии, да и любого другого симпатизирующего России образования.
Единственное, в чем можно упрекнуть Путина, так в том, что он несколько старомоден. Как юрист он пытается опираться на нормы международного права, которые давно не работают. Вместо него в отношениях с Западом действует универсальный принцип: «С волками жить — по-волчьи выть». Спецоперация на Украине сделала его вполне очевидным для всех.
Ну а сербские власти, пытающиеся выть то за западную стаю, то за русскую, собираются теперь инициировать широкую международную кампанию против заявки Косова в Совет Европы, рассчитывая на поддержку Москвы. Но чтобы её получать, как минимум не стоит выступать против России… Сравните официальную позицию Сербии с Китаем, который голосует против антироссийских резолюций в ООН и дает явно сочувственное освещение спецоперации в СМИ. Или с Северной Кореей — в недавнем поздравлении к дню Победы Ким Чен Ын прямо выразил «солидарность с делом российского народа для того, чтобы искоренить военно-политические угрозы». Да, Сербия в Европе, а КНР с КНДР сами по себе, но все же разница очень велика.
Насчет отзыва признания Косова четырьмя странами (по словам главы МИД Сербии). Вообще есть сложившаяся международная практика, хорошо известная на примере Китая и Тайваня, когда, допустим, какая-нибудь Науру сперва слышит финансовый зов от Тайбея и признает, потом заходит Пекин, перекупает, и та отзывает признание. Некоторые по нескольку раз так делают, хороший бизнес… Примеров, чтобы Россия и Сербия таким занимались, нет, но надо смотреть, что это за четыре страны. В любом случае рано писать об «отзыве международного признания со стороны мирового сообщества» и о «росте влияния России в мире».
* Организация не зарегистрирована Минюстом России