Неожиданным союзником России выступила Турция, которая категорически отказалась поддержать вступление в НАТО двух стран — Финляндии и Швеции. Впрочем, турецкий президент Реджеп Эрдоган не просто так помогает Москве, а прагматично преследует собственные интересы.
Двойные стандарты НАТО: угодным — зеленый свет, неугодным — годы ожидания
Швеция и Финляндия подали официальные заявки на вступление в Североатлантический альянс 18 мая. Присоединение новой страны к НАТО — это долгий и сложный процесс, который, как правило, занимает годы. Правда, не для всех. Например, Черногория подала заявку в 2016 году, а уже спустя год бывшая югославская страна стала членом НАТО.
Совсем иной коленкор был с Северной Македонией, которая подала заявку еще в 2008 году. Однако участие Македонии в НАТО было блокировано Грецией более чем на десятилетие из-за спора о названии.
Проблема была решена, лишь когда македонские власти изменила конституционное название страны на Северную Македонию, и в 2020 году страна присоединилась к НАТО. Этот пример дал понять, что отдельное государство вполне может заблокировать вступление другого в военный альянс.
В случае с Финляндией и Швецией официальный Брюссель уже дал понять, что хочет ускорить вступление обеих стран: дескать, эти государства много лет являются натовскими партнерами и сотрудничают в военной сфере.
Брюссель хочет насколько форсировать события, чтобы Финляндию и Швецию одобрили в качестве кандидатов в члены НАТО уже на ближайшем саммите 29−30 июля. Правда, после этого заявки обеих страны должны быть поочередно одобрены парламентами всех государств — членов НАТО. А их сейчас уже 30.
На каждом из этапов, согласно Вашингтонскому договору 1949 года (он и положил начало НАТО), необходимо полное единодушие стран. Но уже заблокировала рассмотрение шведской и финской заявок Турция.
Швеция одной рукой кормит террористов, а другой — их жертв
Позиция Турции относительно Швеции и Финляндии вполне прагматична. Президент Реджеп Эрдоган заявил, что НАТО не может одновременно поддерживать «Рабочую партию Курдистана» (она признана в Турции террористической) и требовать поддержки в новых расширениях.
Заметим, что Турция — один из старейших членов НАТО, в альянс вошла еще в 1952 году. И ни разу не выступала против присоединение стран бывшего Варшавского блока к альянсу в 1999 и 2004 годах.
Но чаша терпения Турции оказалась переполнена.
Бывший дипломат и научный сотрудник Carnegie Europe Синан Ульген в интервью отмечает, что у Турции есть множество реальных претензий и к Финляндии, и Швеции.
Шведские власти, скажем, очень лояльно относятся к «Рабочей партии Курдистана», укрывая как минимум 21 члена организации (в Финляндии — 12).
Швеция предоставляет военную и финансовую помощь «Курдистанской демократической партии Сирии», которую Турция считает тоже террористической. При этом отделение партии вполне легально работает в Стокгольме. Так что претензии Эрдогана абсолютно логичны: Стокгольм одновременно и террористов кормит, и просит помощи у их жертв.
Эксперт Синан Ульген также констатирует, что у Турции есть серьезные претензии и к другим членам альянса. И это не только США, которые в 2020 году ввели жесткие санкции против Турции и заблокировали поставки истребителей пятого поколения F-35.
Еще один влиятельный член НАТО — Франция, которая неоднократно игнорировала интересы Турции, подчеркивает Ульген. Также у Турции трения с Грецией по поводу Эгейского и Средиземного морей, которые уже выливались в серьезные конфликты в 1966 и 2020 годах.
Греция вышла из военного крыла НАТО в 1974 году в знак протеста против того, что альянс никак не отреагировал на захват Турцией Северного Кипра. И лишь в 1980 году Греция вернулась в военную часть альянса.
Руководитель отдела современных турецких исследований, профессор Япрак Гюрсой уверен, что наученная горьким «греческим» опытом Турция не будет повторять подобные ошибки. Поэтому и блокирует вступление в НАТО Финляндии и Швеции, к которым имеет такое количество претензий.
Пауки в банке — все ненавидят всех
Эрдоган, впрочем, прагматично оставил дверь приоткрытой. Турция сформулировала целый ряд жестких требований, которые должен выполнить НАТО и отдельные его члены, чтобы заявка на членство Швеции и Финляндии все же была хотя бы рассмотрена. Одно из главных требований — это признание «Рабочей партии Курдистана» террористической организацией, высылка всех ее членов, прекращение любой поддержки террористов. А также передача Турции обещанных F-35.
Впрочем, даже если Турция все же дрогнет, то заблокировать расширение НАТО может еще один его член — Хорватия. Хорватский президент Зоран Миланович уже поддержал решительную позицию Реджепа Эрдогана и заявил, что Финляндии и Швеции в альянсе не бывать.
«Турция показывает всем нам, как нужно бороться за национальные интересы», — цитирует Милановича влиятельное турецкое издание Sozcu. Хорватский президент уже заявил, что также требует внимания мирового сообщества к проблемам, с которыми сталкиваются этнические хорваты в Боснии и Герцеговине.
Пока притеснения хорватов не будут прекращены, НАТО не расширится, объявил Миланович. И наверняка примеру Эрдогана последуют и другие лидеры. Слишком уж много претензий накопилось внутри кажущегося нерушимым блока, где на самом деле все ненавидят всех.