Спецоперация РФ проводится на территории всей Украины, ввод каких-либо организованных иностранных войск означает, что Польша вступает в открытый конфликт с Россией, заявил в интервью Украина.ру политолог и обозреватель польского еженедельника Mysl Polska Матеуш Пискорский.
«Какие были бы результаты такого конфликта, учитывая тот факт, что никто бы особенно не защищал поляков? Я имею в виду партнеров по НАТО. Они бы восприняли этот ввод только как инициативу Польши, а не НАТО», — сказал Пискорский.
По его мнению, Польша могла бы оказаться в состоянии реальной войны с Россией на территории Украины в результате своих собственных военных шагов. Если в Вашингтоне или в Лондоне решат втянуть Польшу в войну, то это произойдет так или иначе, уверен Пискорский.
При этом он отметил, что в настоящее время Варшава и Вашингтон обсуждают варианты введения на Западную Украину «миротворцев» из некоторых стран НАТО. Понимают ли реально в Польше и в НАТО, что любая попытка захода на Украину — это война с Россией?
— Судя по тому, что до сих пор ничего не ввели, такое понимание есть, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Хотя поляки очень хотели бы это сделать и стоят на низком старте.
«СП»: — Пискорский утверждает, что в НАТО восприняли бы ввод войск только как инициативу Польши. То есть впрягаться за них не будут?
— Сложно сказать. Отказ защищать Польшу — это мощный удар по имиджу евроатлантической солидарности, а с этим и так не все в порядке — достаточно вспомнить своевольное поведение Турции. Другой вопрос, если Варшава будет действовать на свой страх и риск, то НАТО вряд ли будет защищать польские войска на территории Украины. Но если дело дойдет до боевых действий на территории самой Польши, это уже совсем другая история.
«СП»: — По мнению Пискорского, если в Вашингтоне или в Лондоне решат втянуть Польшу в войну, то это произойдет так или иначе. А в Вашингтоне и Лондоне этого хотят?
— В принципе, для Вашингтона и Лондона выгоден затяжной конфликт на востоке Европы, бьющий одновременно по России и ЕС. Однако им тоже важно не перегнуть палку и не довести до прямого столкновения России и НАТО. Поэтому англосаксы не заинтересованы, чтобы конфликт выходил за пределы Украины.
«СП»: — А Польша позволит себя втянуть? Ей это надо?
— Польша не прочь поучаствовать в дележе Украины. Более того, это заветная мечта поляков. Но, опять же, если будут риски прямого столкновения с Россией, поляки вряд ли на это пойдут. Они не самоубийцы.
«СП»: — Пискорский также говорит, что у Качиньского нет никакой поддержки даже среди самых близких союзников. Никто не присоединился. Даже среди прибалтов это не вызвало какого-то восторга. Никто Польшу не поддержал бы, совсем никто?
— Запад сейчас исповедует принцип войны чужими руками (в данном случае — руками украинцев), чтобы не входить в соприкосновение с Россией. Поэтому прямое втягивание Польши в конфликт никому не нужно. Другой вопрос, что теоретически вслед за Польшей при определенных обстоятельствах на Украину могут «зайти» Венгрия и Румыния под предлогом защиты своих этнических меньшинств. Но нужно понимать, что венгерские и румынские интересы на Украине гораздо более ограничены по сравнению с польскими и не выходят дальше компактного проживания этнических венгров и румын. Кстати, Украина пытается лишний раз не провоцировать эти страны и практически не проводит мобилизацию мужчин соответствующих национальностей.
— Польских военных не будут отделять от иностранных наёмников, пока нет никаких договорённостей между Россией, Украиной, ЕС и НАТО о режиме прекращения огня, — уверен доцент факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
— Как этот режим будет выглядеть — возможны варианты. Но, скорее всего, если поляки не появятся восточнее Хмельницкого, их не тронут.
«СП»: — По-вашему, в Польше это хорошо понимают, что любая попытка захода на Украину — это война с Россией? Есть ли там здравые силы? Или русофобия все пересилит?
— При всей своей патологической русофобии, Польша — не Украина. Там не самоубийцы правят. Воевать за Украину с участием регулярной армии там начнут лишь в случае, когда Россия возьмёт Киев и форсирует Днепр. До того момента ввод регулярных польских частей так и останется сотрясанием воздуха. Хотя, конечно, отдельные части польского спецназа и ЧВК уже вовсю воюют в Донбассе.
«СП»: — Пискорский считает, что НАТО не стала бы защищать поляков в случае войны…
— Польша отправит свою регулярную армию на Украину только с одобрения НАТО и ЕС. Без такого «прикрытия» она действовать не станет. Только на уровне ЧВК или отдельных частей спецназа.
«СП»: — Британии и США, по-вашему, было бы выгодно столкнуть Польшу с Россией?
— К Польше у англосаксов другое отношение. Она всё-таки полноценное государство. Жертвовать ей в той же мере, что и Украиной, не станут. Но если Украина окажется на грани разгрома — США и Британия всё же подтолкнут поляков к вхождению в войну. Однако, в отличие от украинцев, поляки выступать в роли «слепого орудия» не станут.
«СП»: — Пискорский утверждает, что, когда о намерении Польши ввести свои войска на Украину говорит Нарышкин, то в польских СМИ говорится, что это информационный вброс российской стороны, а больше никаких комментариев в польской прессе нет. То есть Варшава реально не собирается вводить войска на Украину и даже не обсуждает это?
— Собирается в случае, если Россия возьмёт Киев. До этого вводить не будут. Впрягаться за Украину, где в героях ходит Бандера, Польша может только в ограниченных масштабах. Прощать украинским националистам резню поляков никто не собирается.
«СП»: — Насколько, по-вашему, в Польше готовы получить прямую границу с Россией? Насколько Украина важна им в качестве буферного государства? На что они готовы ради этого?
— Буфер Польше нужен, она не хочет иметь общую границу с Россией. Потому и возможен ввод польских войск в вышеозначенных случаях. Но максимум — до Хмельницкого, не восточнее. Западная Украина и может стать контролируемым поляками государством-буфером, разделяющим Россию и Польшу.