15 июля Госдума РФ соберётся на внеочередное пленарное заседание для решения «вопросов, требующих неотложного решения». Дату общего сбора депутатов, которые после завершения на минувшей неделе весенней сессии должны были до конца месяца работать в регионах, по поручению спикера Вячеслава Володина определил Совет палаты.
О планах созыва экстренного заседания было объявлено в Telegram-канале Госдумы. В сообщении от 10 июля отмечалось, что такая необходимость «связана с тем, что накопились вопросы, требующие неотложного решения. В том числе будут рассмотрены правительственные инициативы».
Что за вопросы, и какие именно инициативы потребовали немедленного возвращения парламентариев на Охотный ряд, не уточнялось.
О готовности, если потребуется, собраться на внеплановое заседание в один день с Госдумой заявили и в Совете Федерации. Правда и там, как оказалось, полной информацией о внеочередной «пленарке» депутатов тоже не обладают.
Более того, как пишут «Ведомости», даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на вопрос, знает ли глава государства о предстоящем заседании и его повестке.
Напомним, 7 июля Владимир Путин провел в Кремле встречу и руководством ГД и лидерами парламентских фракций. И, в общем, ничто не предвещало, что «календарь работы» депутатов с избирателями на местах придется так резко корректировать.
Потому поначалу напряглись многие. В том числе, в экспертном сообществе: какие такие неотложные вопросы могли скопиться в Госдуме за эти несколько дней?
Комментарий, который дал журналистам после заседания совета Госдумы глава фракции «Единая Россия» Владимир Васильев, ситуацию прояснил лишь отчасти.
По его словам, 15 июля планируется обсудить более 60 вопросов с тем, чтобы «процессы, происходящие сейчас, получили правовое регулирование».
Замглавы фракции КПРФ Николай Коломейцев, в свою очередь, сообщил «Интерфаксу», что на заседании рассмотрят «более 80 проектов законов», часть из них еще даже не внесена. А также ряд правительственных инициатив, которые могут принять в ускоренном порядке и с разу в трех чтениях.
Но если требуется обсудить рутинные вопросы, то к чему вся эта чрезвычайщина?
Своим мнением на этот счет с «СП» поделился гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
— Заседание двух палат, скорей всего, нужно для внесения изменений в Конституцию, потому что остальные решения, наверное, можно принять другими, более простыми, способами — указами, например. Речь, на мой взгляд, идет о том, что мы собираемся присоединить Донецкую и Луганскую народные республики, а также, возможно, и другие освобожденные территории. Для этого, действительно, необходимо решение обеих палат, потому что список субъектов федерации является частью Конституции. Изменение это чисто формальное, но оно должно быть.
Я не исключаю — опять же, это лишь версия, — что появилась реальная возможность прийти к миру с Западом. То есть мы себе забираем Донбасс, и вопрос демилитаризации Украины уже не ставим.
Иначе, зачем это надо, непонятно. Поскольку надо это только в одном случае — нужно принимать решение о конституционном законе. А что у нас можно принять конституционным законом? Объявление войны вместо специальной военной операции?
«СП»: — Есть и мнение, которое основывается на том, что заявление Путина о том, что «на Украине Россия еще ничего не начинала», было сделано именно на встрече с руководителями думских партий.
— Парламентское утверждение войны, это вопрос не первичный. Все равно первоначальное решение — указ главы государства. Может быть, потом оно должно быть утверждено постановлением парламента. Именно постановлением. Потому что у нас не может быть закона «о начале войны». Нет такого понятия.
Но для этого собирать депутатов чрезвычайно, немедленно, не знаю…
Я понимаю слабость своей версии. Сейчас, когда Запад ждет нашего поражения исключительно на полях сражений, идея того, что мы с ними договоримся, выглядит, так скажем, несколько наивной. Тем более что я всегда выступал, вы знаете, за то, чтобы идти до конца. Потому что их иначе не остановишь.
Но, с другой стороны, все, что может сделать заседание парламента, это принять конституционный закон. Поэтому две палаты. Вопрос, о чем он?
«СП»: — По информации источника «Коммерсанта» в Госдуме, повестка заседания со специальной военной операцией на Украине не связана. Она связана, скорее всего, с внесением каких-то правительственных инициатив и решением кадровых вопросов.
— Правительство в целом, это прерогатива президента. Парламент утверждает отдельных чиновников. Но назначение министров, разве это чрезвычайное событие, если даже смена премьер-министра не требует созыва двух палат.
Дело в том, что президент вносит какой-то конституционный закон — для этого нужно собирать две палаты. Причем закон, который надо принять в течение дня. Во всех остальных случаях собрание двух палат не требуется.
Вот что надо принять в течение дня? Смену правительства? Но — еще раз — она происходит указом.
«СП»: — Может, мы вводим куда-то войска. Как это было в 2015 году, когда президент Сирии Башар Асад обратился к России с просьбой об оказании военной помощи?
— Может быть. Это вполне логично, поскольку в таком случае, действительно, нужно решение обеих палат парламента. Причем, именно коллективное. Потому что без решения Совета Федерации введение войск невозможно.
Но куда еще? У нас на Украине всего сто тысяч солдат воюет против 600-тысячной украинской армии. И что такого могло чрезвычайного произойти?
Единственное, министр обороны там заявил, что Зеленский якобы отдал приказ начать контрнаступление на Херсон. Но они подобные заявления в Киеве тиражируют, как бешеный принтер. Ничего.
Наверняка, какие-то контакты по дипломатическим каналам ведутся. Но то, что мы официально можем сейчас с американцами договориться о мире, я не верю. Тем более что у наших военных настроение боевое и останавливаться они явно не собираются. Они просто не поймут.
Опять же, какая может быть рутинная работа, если чрезвычайно собирают людей, которых только что отправили фактически в отпуск. Тогда это уже какая-то «шизофрения». Вы всех распустили, а потом, вдруг — О, озарение! — вспомнили, что забыли пару законов принять, и потребовали депутатов вернуться…
По мнению руководителя «Политической экспертной группы», политолога Константина Калачёва, сама формулировка — «для решения вопросов, требующих неотложного решения» — заставляет сразу думать о какой-то чрезвычайщине:
— Начинаются гадания экспертов. И первое, что было озвучено, это тема мобилизации. Второе — объявление о подготовке референдумов о присоединении к России ДНР и ЛНР. А может и других территорий.
То есть, условно говоря, вопрос о присоединении ЛДНР, как и других, взятых под контроль территорий, можно вынести на референдум не только в этих регионах, но и в России. Сделать, таким образом, всех россиян участниками этого объединительного процесса.
Но это предложения тех, кто жестко критикует власть.
Я же думаю, что запрос на внеочередное заседание Думы идет со стороны правительства. И, скорей всего, на нем будут рассматриваться проблемы экономические, а, может, и кадровые. Что-то связанное с вопросами дальнейшего обеспечения устойчивости российской экономики, санкциями, контрмерами, ответом на вызовы и угрозы экономического характера.
Могу предположить, что главной темой предстоящего заседания станут неотложные меры по обеспечению устойчивого развития экономики в положительном для России ключе. Тем более что ситуация развивается весьма быстро, и оперативное реагирование необходимо.
Во всяком случае, я практически уверен, что те, кто предполагает вероятность объявления войны Украине, и как следствие — мобилизацию, глубоко заблуждаются. Собственно, мы это слышим уже на протяжении долгого времени. В то же время ситуация на фронтах для российской армии в целом благоприятная, так что никакой необходимости в чрезвычайных мерах нет.
Что касается республик, то тут как раз я готов предположить, что речь, конечно, может идти о вхождении этих регионов в состав России. Но пока я все-таки поставлю этот вопрос на второе место. Пока.