Общественные палаты Донецкой и Луганской народных республик обратились к своим главам с настойчивым предложением — как можно скорее провести референдум о вхождении в состав России. То, что с такой инициативой они выступили одновременно, не удивляет. ЛНР и ДНР выживают в примерно одинаково тяжёлых условиях, у них один и тот же противник, и обе республики видят в России союзника и защитника.
Желание народных республик стать частью РФ разделяет и Херсонщина: заместитель руководителя администрации Херсонской области Кирилл Стремоусов рассказал, что местные жители обращаются к нему с такой же просьбой. Они хотят гарантий вхождения региона в состав РФ.
Ранее намерение объединиться с Россией выражали и жители Запорожья.
Председатель Общественной палаты ДНР Александр Кофман считает, что наступило подходящее время для того, чтобы «стереть несуществующую границу между нашими государствами», имея в виду ДНР и Россию. А вот между ДНР и Украиной, по его мнению, граница должна пролегать обязательно. Причём — российская.
В Луганске тоже убеждены, что присоединение к России пойдёт народной республике во благо: историческая справедливость будет восстановлена, а территория — защищена. Глава Общественной палаты ЛНР Алексей Карякин полагает, что люди верят: после референдума наступит совсем другая жизнь, мирная и спокойная. Однако он подчеркивает, что референдум — «вопрос не одного дня», поэтому говорить о дате его проведения преждевременно.
Главы республик Денис Пушилин и Леонид Пасечник уже обсудили обращения Общественных палат. По словам Пушилина, обращения по поводу референдумов стали отображением мнения людей, которое «давно витает в воздухе».
В тот момент, когда пошли новости об инициативе Общественных палат ДНР и ЛНР, Константин Лапиков, руководитель проекта «Порайону.рф» выезжал с территории Донецкой республики. Он участвовал в гуманитарной миссии, организованной «Боевым братством» города Балашихи. Волонтеры доставили в Донбасс продукты, медикаменты, детские соки, игрушки и книжки, спальные мешки для бойцов, коллиматоры.
— Референдум — проводить или нет — мы не обсуждали, но люди сильно надеются на помощь России. Причём ждут они не столько гуманитарную помощь, сколько военную. Они очень хотят отодвинуть линию соприкосновения как можно дальше, чтобы, наконец, прекратились безумные обстрелы, и можно было бы спокойно жить.
Я ездил как раз вдоль линии соприкосновения: Ясиноватая, Красный партизан, Спартак. ВСУ обстреливают эти населённые пункты через день. Но я должен сказать, что наша артиллерия работает очень мощно. Ведут огонь не с самой линии соприкосновения, а немного в отдалении, но всё равно это сильно впечатляет.
И еще: это в Москве некоторые рассуждают, надо ли было начинать спецоперацию, а вот в Донецке и Луганске таких разговоров нет. Люди готовы защищаться до последнего. И они, повторюсь, очень надеются на Россию, — рассказал Константин Лапиков.
А в Госдуме РФ тем временем уже озадачились созданием условий для проведения референдума о признании ЛНР и ДНР субъектами Российской Федерации. Тут главная задача — предотвратить возможные теракты националистов, которые наверняка пойдут на всё, чтобы его сорвать, запугав жителей. По крайней мере, первый замглавы комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа считает, что дела обстоят именно так.
«Учитывая (уже произошедшие) террористические акты на освобожденных территориях, есть угроза (срыва референдума), чем обязательно воспользуются националистические структуры Киева. Надо все взвесить и подготовиться… Время на подготовку было и есть… Наверное, кто-то должен отвечать за сроки (подготовки события), но референдум надо проводить», — заявил Чепа РИА «Новости».
Многие эксперты, в том числе политолог, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько, считают, что референдум станет знаковым событием, причём не только для России и Украины, но и для всего мира.
— С моей точки зрения, это будет обозначать смену статуса боевых действий. Ведь если ЛНР и ДНР станут частью Российской Федерации, то действия Украины против них будут восприниматься уже как нападение на Российскую Федерацию со всеми вытекающими последствиями. Помимо прочего, референдум может восприниматься как инструмент давления на Украину и другие страны. Сами посудите: если референдум о вхождении в состав России можно провести в Донецкой и Луганской народных республиках, то почему его нельзя провести и на других территориях?..
По мнению эксперта, если на референдуме жители проголосуют за вхождение в состав РФ, Москва пойдёт им на встречу со 100% вероятностью.
Пользователи соцсетей — лакмусовая бумажка, которой можно проверять вероятность успеха любой инициативы — к идее проведения референдума отнеслись с пониманием.
«Украина уже выбросила из собственной политической и социальной жизни целые регионы „сепаратистов“, „людей второго сорта“. А там русские были, наши люди, и вот сейчас они хотят референдум провести чтобы войти в состав России», — размышляют одни.
«Мудро, сейчас примем в состав РФ и включаем доктрину на применение ядерного потенциала, ведь все поставки вооружения Киеву автоматически превращаются в угрозу целостности Российской Федерации», — выдают политические прогнозы другие.
«Донецк с Луганском — это только разминка перед Херсоном, Запорожьем, Харьковом, Днепропетровском, Николаевом, Одессой. А там и до Киева дело дойдет», — убеждены третьи.
О своём желании войти в состав РФ народные республики заявляли с самого начала спецоперации. И, возможно, оно действительно может осуществиться.