Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Турецкий каток

Эрдоган готовит «маленькую бедоносную войну», чтобы не проиграть выборы

955
На фото: президент Турции Рейджеп Эрдоган
На фото: президент Турции Рейджеп Эрдоган (Фото: IMAGO/Turkish presidency apaimages/ ТАСС)

Предстоящие в июне 2023 года выборы президента и меджлиса Турции не обещают стать легкой прогулкой для действующего главы государства Реджепа Эрдогана. Негативно на рейтинг турецкого лидера влияют рекордная с 1998 года инфляция, в августе достигшая 80,21 процента в годовом исчислении, и высокий — более 10 процентов — уровень безработицы.

За время президентства Эрдогану удалось выдавить из страны или из политики многих перспективных общественных лидеров — в частности, популярного проповедника Фетхуллаха Гюлена, вынужденного уехать в США.

Однако на оппозиционном фланге уже выстраиваются новые политические конструкции, имеющие достаточный потенциал для победы над Эрдоганом.

На стороне президента — правящий блок «Народный альянс», в который входит эрдогановская «Партия справедливости и развития» и радикальная правая «Партия националистического движения».

Однако для победы на выборах этого явно недостаточно.

Согласно опросам центра исследований общественного мнения MetroPOLL, Эрдоган, в случае выхода во второй тур, проиграл бы выборы — с отставанием от конкурентов на 10−15 процентов — и мэру Анкары Мансуру Явашу, и мэру Стамбула Экрему Имамоглу.

Лидер «Партии будущего» и экс-премьер Турции Ахмет Давутоглу выступил с инициативой выдвижения на президентских выборах единого кандидата от оппозиции. Реализации этого, чрезвычайно опасного для Эрдогана сценария, могут помешать как личные амбиции лидеров, так и объективно существующие идеологические противоречия — среди оппонентов президента есть и «левые», и «правые» политические силы.

Но несмотря на это, если сохранятся существующие тенденции, перспектива поражения Эрдогана на выборах 2023 года остается вполне реальной.

Поскольку экономическое положение в стране вряд ли в ближайшей перспективе удастся заметно исправить, президент пытается компенсировать негатив внешнеполитическими победами.

В этом направлении сделано достаточно много: избиратели позитивно оценили и продолжение Турцией, несмотря на протесты Евросоюза, бурения скважин на Кипрском шельфе, и жесткую позицию Эрдогана по условиям вхождения Финляндии и Швеции в НАТО, и военные операции против курдов в Сирии.

Электоральный эффект от активности Эрдогана на внешнем контуре оказался положительным, но явно недостаточным.

Поэтому в ситуации, когда за оставшиеся до выборов месяцы невозможно что-то существенно исправить в экономике, президент может попробовать перевернуть ее за счет резкого увеличения активности на традиционно успешном для него внешнеполитическом треке.

Понятно, что «дежурные» операции турецких сил на военных театрах в Сирии и Ираке, даже если они будут успешны, не окажут достаточного воздействия на избирателей. Эрдогану нужно предложить стране что-то действительно важное, легитимирующее сохранение за ним президентского кресла на новый срок.

Судя по некоторым последним событиям, таким фактором может стать новая война, точнее спецоперация, — на Северном Кипре.

На состоявшемся в начале ноября в Самарканде саммите Организации тюркских государств произошло странное. Глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу, а потом и президент Эрдоган, заявили, что Турецкая Республика Северного Кипра, признанная только Турцией, получила в ОТГ статус наблюдателя. Министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов эти заявления опроверг, сообщив что в рамках саммита никаких решений относительно статуса ТРСК в организации не принималось. Однако на пресс-конференции по итогам саммита G20 Эрдоган еще раз заявил, что Турция считает вопрос статуса ТРСК в ОТК решенным и не собирается «просить разрешения у кого-либо по данному вопросу».

В принятой по итогам саммита декларации действительно есть пункт, согласно которому страны-участницы «считают турок-киприотов частью „тюркского мира“ и приветствуют статус ТРСК в качестве наблюдателя при ОТГ». То есть инициатива Турции была реализована, хоть и не в полном объеме.

В середине ноября Турция провела в Ыспарте учения антитеррористических сил, в которых приняли участие представители Азербайджана, Казахстана, Киргизии и — снова — ТРСК.

Ранее в августе Эрдоган организовал в Турции встречу президента Азербайджана Ильхама Алиева с президентом ТРСК Эрсином Татаром. Позднее турецкий лидер сообщил о том, что обсуждал с Владимиром Путиным вопрос открытия прямого авиасообщения между ТРСК и Россией.

В октябре стало известно, что Турция, в ответ на решение США об отмене эмбарго на поставки вооружений греческому Кипру, разместила на территории ТРСК военные БПЛА, включая ударные дроны.

То есть, в последнее время, очевидна активизация работы турецких властей, направленной как на укрепление международной субъектности ТРСК, так и на повышение боеспособности находящихся на ее территории военных сил. Логическим продолжением этой работы может стать военная операция Турции по «защите» турков-киприотов, которая одновременно станет и главной движущей силой избирательной кампании Эрдогана.

Сценарии развития событий на Северном Кипре, если Эрдоган примет решение об эскалации, возможны разные. Это может быть и прямая попытка аннексии территории ТРСК по сценарию, схожему с крымским, и организация на Южном Кипре кризиса с беженцами из Сирии и Ирака, толпами прорывающимися на греческую часть острова с севера.

Чтобы понять масштаб возможной проблемы, надо понимать, что по данным на ноябрь прошлого года на территории Турции находилось около 3,7 млн беженцев из Сирии. Поскольку война в регионе продолжается, ситуация с беженцами если и меняется, то в худшую сторону. То есть Эрдоган имеет возможность отправить на границу с Кипром сотни тысяч потенциальных нелегалов. Что при общей численности населения Республики Кипр около 1,3 млн человек приведет к катастрофическим последствиям.

В принципе Эрдоган вполне может увеличить количество беженцев ещё на несколько сотен тысяч, что гарантированно дестабилизирует обстановку. Проблема с проникающими из ТРСК на югибеженцами актуальна и сейчас — по данным местных властей около 92 процентов нелегалов пользуются именно этим маршрутом. Но если Турция решит «помочь» потенциальными иммигрантам с доступом к кипрской границе, она мгновенно станет критической.

При этом у турецкого лидера есть сценарий не только эскалации ситуации, но, что особенно важно, и ее разрешения.

По некоторым данным, Эрдоган неформально поддерживает на запланированных на 5 февраля 2023 года выборах президента греческого Кипра кандидатуру экс-министра иностранных дел республики Никоса Христодулидиса.

Христодулидис в начале 2022 года вышел из состава Демократической партии, противопоставив себя элитам, и занял нишу независимого кандидата-популиста, что дает ему хорошие шансы на победу. Вопрос финансирования избирательной кампании Христодулидис может решить с помощью Эрдогана, который в обмен на деньги получит от нового президента Кипра политические уступки.

После первого — военного — этапа операции на Кипре, который поставит мир перед угрозой новой кровопролитной войны на окраинах Европы, Эрдоган и Христодулидис могут «договориться» о решении двух ключевых для Турции и Кипра вопросов.

Тогда концепция «единого Кипра» будет замещена планом «двух государств для двух народов», предусматривающим поэтапную «легализацию» ТРСК.

В свое время аналогичный концептуальный выбор стоял перед Израилем. Сторонники единого государства выступали за включение в его состав территорий в Израиле, на Западном берегу реки Иордан и секторе Газа. Проект «два государства для двух народов» предусматривал создание независимых еврейского и палестинского государств. Сегодня именно второй проект является политическим мейнстримом — за его реализацию выступают более 70 процентов как израильтян, так и палестинцев. В 2009 году и президент США Барак Обама заявил о приверженности страны принципу двух государств в Израиле и Палестине. Борьба экзистенциальна и продолжается перманентно. Во-вторых, будет достигнут компромисс по вопросу разработок газовых месторождений на кипрском шельфе, которые сейчас ведутся Турцией «нелегально». Они являются важнейшим потенциальным источником сырья для международного газового хаба, создание которого лоббирует Анкара.

В результате реализации плана эскалации на Северном Кипре, Эрдоган сможет не только разрешить застарелую проблему статуса ТРСК и легализовать разработку шельфа, но и за счет этого усилить свои позиции в Турции настолько, чтобы пройтись по перспективам оппозиционных кандидатов на летних выборах железным катком.

В этом сценарии может быть заинтересована и Саудовская Аравия, которая сообщила о том, что в ближайшее время готова потратить 5 млрд долларов на помощь Турции. Это позволит Эрдогану стабилизировать курс национальной валюты накануне выборов. Очевидно, что это не благотворительность. Вероятно, существует договоренность о том, что Христодулидис, если будет избран президентом, санкционирует создание турецко-саудовского консорциума для разработки газовых месторождений на шельфе, а Эрдоган получит эксклюзивное право продавать весь островной газ через строящийся газовый хаб в Эдирне.

К альянсу с Эрдоганом и саудитами подталкивает Христодулидиса и скептическое отношение к его персоне со стороны политических элит США и Евросоюза. Оно сложилось еще в те годы, когда Христодулидис руководил МИДом и не вполне корректно, по мнению чиновников Белого дома, обозначал «многовекторность» кипрской политики, в том числе во взаимоотношениях с Россией.

В результате Христодудлидиса не жалуют в США и ЕС, поэтому ему выгодно войти в альянс с Эрдоганом и Саудами.

В проигрыше останутся США и страны-лидеры Евросоюза, которые потерпят знаковое поражение в ключевой точке Восточного Средиземноморья.

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня