Кремль не знает, о каком якобы перехваченном «плане дестабилизации» ситуации в Молдавии говорил президент Украины Владимир Зеленский, заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
«Это нужно обращаться к господину Зеленскому, мы не знаем, о чем идет речь», — сказал Песков журналистам.
Зеленский во время выступления в Европейском Совете заявил, что украинская разведка ранее перехватила якобы «план России» по «разрушению демократического порядка» в Молдавии. По его словам, он «незамедлительно предупредил о всех этих угрозах» Кишинев.
Ранее глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что на роль «следующей Украины» Запад сейчас «приглядывает» Молдавию, поскольку президент страны Майя Санду готова практически на все. С аналогичным заявлением выступил и бывший президент Молдавии Игорь Додон.
Но возможна ли вторая Украина в маленькой Молдавии? Или это все же преувеличение? Если только ее поджечь снаружи…
Напомним, Зеленский ранее высказывал готовность помочь Кишиневу в «деоккупации» Приднестровья, разговоры об этом ведутся давно, но пока все тихо. Что он задумал на этот раз? И он ли задумал, или ему подсказали кураторы?
— Похоже, что речь может идти об открытии «второго фронта» с целью отвлечь Россию от Украины и распылить ее силы, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
«СП»: — По-вашему, он это сам придумал? Или на Западе подсказали? Кишинев в курсе всего этого? Или для них это стало неожиданностью?
— Конечно, эта партия разыгрывается Западом. О том, что Молдавия может стать новой горячей точкой, там говорят не первый раз. Что касается Кишинева, то там все прекрасно понимают. Нынешний молдавский режим — марионеточный, будут делать то, что скажут. Тем более, битва на поле боя — это хороший способ сплотить расколотое общество перед лицом общего «врага», особенно в случае маленькой победоносной войны против Приднестровья, на которую там наверняка рассчитывают.
«СП»: — В Молдавии опасаются выхода России к Приднестровью? Чем им это грозит? Что они готовы предпринять в ответ?
— Сегодня о выходе России к Приднестровью говорить проблематично, но в феврале-марте прошлого года такой сценарий казался вполне реальным. Как бы там ни было, этой страшилкой молдаван продолжают пугать. Более того, для властей Молдавии есть большой соблазн окончательно закрыть приднестровский вопрос именно сейчас, когда Россия увязла на востоке Украины, и ей будет сложно прийти на помощь.
«СП»: — Министр иностранных дел России Сергей Лавров ранее заявил, что на роль «следующей Украины» Запад сейчас «приглядывает» Молдавию. Так ли это? У Молдавии есть потенциал стать второй Украиной? Там есть раскол, есть кому воевать?
— У Молдавии есть свой Донбасс — Приднестровье, промышленный русскоязычный регион, отколовшийся в результате вооруженного конфликта в 1992 году. У Кишинева также непростые отношения с гагаузском меньшинством. Кроме того, следует помнить, что за спиной Кишинёва маячит Румыния и призрак панрумынского национализма, пугающий как русских Приднестровья, так и гагаузов. Так что почва для конфликта там есть и устроить «вторую Украину», с поправкой на масштаб, большого труда не составит.
«СП»: — Если гипотетически Россия все же пробьет коридор в Приднестровье, что дальше? Будет присоединять? Что тогда будет с Молдавией? Есть ли, по-вашему, у Москвы мысли на этот счет. Или так далеко никто не загадывает?
— Чтобы пробить коридор к Приднестровью, потребуются масштабные наступательные операции в Николаевской и Одесской областях. Для этого, в свою очередь, необходим совершенно иной уровень мобилизации. Того, что есть сегодня, как мы видим, достаточно лишь для позиционных боев и локальных наступательных операций. Возможно, расчет как раз и делается на то, чтобы, развязав конфликт в Приднестровье, заставить Россию начать поспешное и не подготовленное наступление.
— Это очередной скоординированный антироссийский шаг. Кишинёв в курсе, так как СИБ уже подтвердил эту информацию, — говорит исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог Владимир Букарский.
«СП»: — По-вашему, Кишинев доверяет Киеву? Готовы ли они действовать сообща, или Молдавия предпочла бы устраниться до тех пор, пока украинский вопрос не будет окончательно урегулирован?
— Да, Кишинёв полностью доверяет Киеву и готов действовать сообща, лишь бы это увидели западные кураторы, но при этом чтобы последствия для самой Молдавии были минимальны.
«СП»: — Вчера в Молдавии сменилось правительство. С чем это связано? Внутренние проблемы или что еще? Чего ждать от нового кабинета?
— Это связано с катастрофическим падением рейтинга Натальи Гаврилицы, её правительства и самой Майи Санду. Дорин Речан — человек, которому доверяют в США, и который готов не ограничивать себя в средствах. Западу необходимо в пожарном порядке переломить настроения общественного мнения в Молдавии в свою пользу.
«СП»: — При этом, по-вашему, власти все еще настроены протащить Молдавию в Румынию? А Румынии это надо? Не боятся реакции России? Какой она может быть, кстати?
— С Румынией сейчас сложнее. Да, мягкое поглощение Молдовы Румынией продолжается, но для Запада важно включить Молдову в один «постсоветский» кейс с Украиной. Кроме того, необходимо безболезненно принудить Приднестровье к капитуляции и принятию условий закона от 2005 года. Необходимо и успокоить страсти в Гагаузии. Поэтому объединение с Румынией как раздражающий фактор для большинства населения Молдавии, включая целые регионы, пока будет снято с повестки дня.
«СП»: — Есть ли, по-вашему. У Москвы на самом деле мысли относительно будущего Молдавии? Коридор в Приднестровье рано или поздно будет, а дальше что? Какая судьба ждет ПМР? Как соседствовать с Молдавией?
— Я бы пока не делил шкуру неубитого медведя. Сейчас у России ближайшие задачи касаются освобождения Донбасса и недопущения контрнаступления ВСУ в Запорожской области. Тем не менее, угроза оказания совместного с Киевом силового давления на Приднестровье и усиления политических репрессий против дружественных России сил в самой Молдавии остро стоит на повестке дня.