Группа американских высокопоставленных военных не хочет делиться данными о так называемых «российских преступлениях» на Украине, поскольку опасается прецедента. Если так дело пойдет, то Гаагский суд сможет привлекать к ответственности их самих или других американцев. Вот Пентагон и блокирует передачу администрацией президента Джозефа Байдена собранных на Украине американскими спецслужбами «доказательств» в неамериканский суд. Военачальники выступают против помощи европейцам.
В то же время за передачу доказательств выступают как большая часть администрации президента, так и Минюст США. Собранные американской разведкой сведения могут помочь главному прокурору Международного уголовного суда Кариму Хану, который уже начал свое расследование сразу после того, как Украина обратилась в Международный суд ООН в Гааге с иском к России. Засуетился и Международный уголовный суд (МУС), еще один суд, расположенный в той же Гааге. Он интересуется совершенным в незалежной не только во время спецоперации, но и ранее, с ноября 2013 года, сообщает The New York Times (NYT) со ссылкой на свои источники.
Руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН Павел Подлесный считает, что в случае сотрудничества Америки с Международным судом с них самих начнут что-то требовать:
— А они отнюдь не являются «белыми и пушистыми» уже сегодня, а кто знает, как им придется поступать завтра. Так что Пентагон нам никакой услуги не оказывает, а заботится только о себе.
«СП»: В отличие от военных чиновников, оголтелые американские законодатели полны энтузиазма, Конгресс США даже изменил юридические ограничения на американскую помощь Гаагскому суду, позволив Вашингтону помогать как в расследованиях, так и в возможном судебном преследовании тех, кто причастен к конфликту на Украине. А Совет национальной безопасности США в начале февраля провел специальное заседание, пытаясь разрешить спор между Госдепом и Минюстом США с одной стороны и Министерством обороны с другой. Ллойд Остин и ряд военачальников пока держатся, не передают разведывательные данные в Гаагу.
— В Америке всегда, или по крайней мере очень часто, какая-то ветвь власти выступает за что-то одно, вторая за другое. Если кто-то из них соберет достаточно сил для влияния в этом вопросе на администрацию президента, то решит вопрос в свою пользу. Пока президенту Байдену только предстоит решить вопрос, он не принял окончательного решения, не предпринял никаких действий для разрешения спора Минобороны с другими ведомствами. Им или предстоит найти выход, или они могут принять ни к чему не обязывающую резолюцию.
«СП»: Но даже если американские русофобы добьются передачи данных своей разведки в Гаагу, в тот или другой голландские суды, нам-то что до этого, ведь Россия, так же, как и Америка, не признает их легитимность?
— Нам на решения этого суда наплевать. Давно пора свой подобный суд создавать. Мы давно грозились что-то такое сделать, грозились судить боевиков и командиров националистов, после того, как их взяли в плен в Мариуполе после многодневного сидения в развалинах. И что, разве состоялся суд? Ну, зафиксировали следователи их преступления, собрали данные, дальше дело пока не пошло.
Конечно, если мы настроены серьезно, нам следует и далее собирать сведения о преступлениях бандеровцев и отправлять их в ООН, в тот же Гаагский суд. А если не поможет, то, когда все закончится, можно будет по итогам спецоперации провести свой суд.
«СП»: NYT пишет, что собранная американцами информация включает в себя решения российских официальных лиц. Интересно из открытых или закрытых источников?
— Некоторые аспекты нашей украинской политики вызывают вопросы. Такое ощущение, что в стране действует мощное проукраинское лобби, и это мешает решению проблем. Посудите сами, мы только на девятом году необъявленной войны бандеровского режима против Донбасса и Новороссии начали конфискацию имущества разных украинских бандитов в Крыму. А раньше надеялись на «кума Медведчука» и разных других, тех, кто сидят в нашей стране в свое удовольствие, и тех, кто не вылезает из телевизора, нас поругивая.
«СП: Значит, нам надо не про западные суды думать, а про то, как наконец освободить многострадальный Донбасс, прекратить обстрелы Донецка?
— Я не знаю всех деталей на местах, но восхищаюсь стойкостью людей, живущих в Ясиноватой и Горловке. Они герои.
Не стоит страдать по поводу происходящего в Америке. Наша застарелая привычка, ей уже почти век, оглядываться на США. О том, что покончить с этим нужно, вроде провозгласили, а на деле он по-прежнему работает. Не знаю, что еще должна придумать Америка, чтобы мы перестали с ней сюсюкать? Конечно, не надо начинать против США военные действия, но, по крайней мере, пора заканчивать надоевшую риторику…
В Америке утверждают, что их доказательства включают детали, относящиеся к расследованию, которое проводит Международный уголовный суд. Сообщается, что информация содержит материалы о решениях российских официальных лиц, якобы приказавших «похищать тысячи украинских детей с оккупированной территории».
Естественно, что добрый американский Конгресс изменил юридические ограничения на американскую помощь суду, позволив Соединенным Штатам помогать не только в расследованиях, но и в возможном судебном преследовании. Но внутри администрации Байдена, за закрытыми дверями продолжается спор о том, следует ли это делать?
Вообще причин, заставляющих руководство Пентагона блокировать передачу администрацией президента Байдена собранных американскими спецслужбами «доказательств» в Международный уголовный суд несколько. Это и опасение прецедента, из-за которого Гаагский суд сможет привлекать к ответственности американцев, и американская традиция разбираться своими силами, по своим законам, что гораздо удобнее. Но важно и то, что могут быть последствия от в целом предсказуемых решений суда. Как их потом выполнять? Это же может развязать России руки, а Америка в свою очередь станет еще на один шаг ближе к признанию себя стороной конфликта. А от этого она пока всячески открещивается.
И наконец вполне возможно, что никаких серьезных «доказательств» против нас на самом деле нет. А есть лишь одни украинские «байки из склепа». А военные чиновники, в частности Ллойд Остин, попросту не желают повторения позора с «белым порошком» его предшественника Колина Пауэлла.
Генерал ФСБ в отставке Александр Михайлов считает, что если Америка начнет сотрудничество с Международным судом ООН в Гааге, то мы можем предоставить свои данные:
— Это объективные данные о вмешательстве Соединенных Штатов во внутренние дела России и прямом участии этой страны в вооруженном конфликте. Мгновенно возникнут зеркальные претензии. Но отвечать на них в итоге будет не президент США, а, наверное, тот же самый глава Пентагона, который обеспечивает участие американских военных в, по сути, внутреннем конфликте.
«СП»: Так что, Ллойд Остин и его заместители просто-напросто берегут свою шкуру?
— Да. И потом он не видит ни малейшего смысла в том, чтобы делиться. Что с того, что они «прокукарекуют»? Ничего же не изменится!
Кроме того, не так уж давно, в 2017 году главный обвинитель этого суда пытался расследовать пытки задержанных террористов в США. Они тогда пытались пересмотреть свой взгляд на американскую войну в Афганистане. В ответ на это администрация президента Дональда Трампа даже ввела санкции против персонала суда, а госсекретарь Майк Помпео осудил его, назвал коррумпированным.
Когда к власти пришла администрация Байдена то естественно эти санкции отменили. А тот же Карим Хан, назначенный прокурором, прекратил расследование. После начала нашей спецоперация на Украине американцы дружно решили привлечь к ответственности политическое и военное руководство России. Это сразу вызвало дебаты: можно ли натравить европейский суд, чтобы и русских осудить, и самим остаться в стороне?
В общем, и хочется Россию осудить, и колется. Так сенатор Линдси Грэм, республиканец из Южной Каролины, ратующий за помощь Международному уголовному суду, назвал американское Министерство обороны «проблемным ребенком», который не хочет передать информацию в руки МУС или как они говорят ICC.
Еще президент Билл Клинтон подписал «Римский статут», по которому работают суды в Гааге, но назвал его несовершенным. Даже ратификации не состоялось. А президент Джордж Буш фактически отозвал президентскую подпись.
Некоторые специалисты в области права утверждают, что от такой позиции США толку мало. Они считают, что Америка получат больше в случае гипотетической возможности привлечь к ответственности некоего американца. Например, Джон Беллинджер, бывший главный юрист Совета национальной безопасности и Государственного департамента в администрации Буша, утверждает, что их Минобороны следует смотреть на МУС не только с оборонительной точки зрения — как он «может американцев обмануть», но как как американцы «могли бы его использовать».
А Эдриенн Уотсон, нынешний пресс-секретарь Совета национальной безопасности заявил, что вовсю идет работа над разоблачением «зверств России», после «зверств» бывшей Югославии и Руанды. То, что Россия ни то, ни другое, ему, болезному, непонятно.