Последний (на момент написания статьи) скандал связан с заявлениями депутата от партии религиозных ультра-ортодоксов восточноевропейского происхождения Яадут ха-Тора (Еврейство Торы), входящей в правительство. Депутат Моше Гафни предложил ввести тюремное наказание за миссионерскую деятельность. Согласно его проекту, в Израиле должна быть запрещена любая деятельность, призванная убедить человека перейти в другую веру. А за нарушение запрета - от 1 до 2 лет лишения свободы.
Премьер-министр Биньямин Нетанияху отреагировал мгновенно, написав в Twitter: «Мы не будем продвигать ни один закон против христианской общины». Однако, действия Гафни вызывали бурный эффект в виде обсуждения на христианских форумах по всему миру.
Влияние мощного произраильского лобби в Конгрессе США опирается на поддержку не только и не столько 6 млн американских евреев, сколько 60 млн христиан-евангелистов, придерживающихся жестких произраильских убеждений. Конфликт с ними стал бы катастрофой для израильской политики, которая основана на военно-политическом и экономическом симбиозе с Соединенными Штатами.
Конечно, законопроект — это еще не закон. А премьер-министр Нетаньяху, высказавшийся против него, представляет самую крупную партию в правительстве, «Ликуд» («Единство»; жесткие националисты в политике и либералы в экономике). Однако даже само подобное осуждение наносит Израилю ощутимый вред. Закона, наверное, не будет, а вот осадок останется.
Но предложения Гафни не смогут затмить выступления министра финансов Израиля Бецалеля Смотрича. Он представляет еще одно религиозное, и одновременно ультра-националистическое течение — «Религиозный сионизм», входящее в правительство страны. Оно, в частности, связано с 800 тысячами израильских поселенцев на оккупированных Израилем территориях Западного Берега реки Иордан. Где наряду с ними приживают около трех миллионов палестинских арабов, христиан и мусульман. Поселенцы представляют собой самой жесткую, националистическую, враждебную арабам и, возможно, — самую организованную часть еврейского населения.
Началось с того, что палестинские боевики застрелили двух израильских поселенцев в арабском селении Хувара на Западном берегу. После этого поселенцы напали на Хувару и разгромили там несколько десятков зданий. Отношения между арабами и евреями достигли стадии «белого каления». Но Смотрич подлил масла в огонь, сказав, что погромы устраивать не надо, а нужно просто выселить арабов из Хувары.
Его заявление вызвало международный скандал — от арабского мира до правительства США. После чего Нетаньяху заставил Смотрича взять свои слова назад. Смотрич сделал это в своеобразной манере, сказав, что он был взволнован и оговорился.
Но следующий кризис, вызваный Смотричем, оказался намного серьезнее. Согласно сообщениям издания «Джерузалем пост», выступая на мероприятии в память о ветеране французского сионизма Жаке Купфере, который умер два года назад в возрасте 74 лет, Смотрич стоял на трибуне, украшенной полотнищем, похожим на израильский флаг. И одновременно — на символику ультраправой экстремистской группировки действовавшей в Палестине в 1931—1948 гг.
На полотнище была изображена карта государства Израиль, но с расширенными границами. Включающими не только Западный берег, но и значительную часть территории современной Иордании. Кроме того, Смотрич заявил, что никакого палестинского арабского народа не существует.
Иордания немедленно отреагировала, вызвав израильского посла в МИД. Ему был заявлен протест по поводу использования Смотричем «расширенной» карты Израиля. МИД Иордании заявил, что министр финансов Бецалель Смотрич нарушил мирный договор между Израилем и Иорданским Хашимитским Королевством. И допустил «расистские» высказывания о палестинском народе.
Израильское правительство постаралось купировать последствия этих событий. МИД Израиля опубликовал в ответ заявление, в котором утверждается, что «Израиль привержен мирному соглашению с Иорданией от 1994 года. Нет никаких изменений в позиции Государства Израиль, которое признает территориальную целостность Хашимитского королевства».
Однако присутствие в правительстве подобных личностей и их бурная деятельность не может не вызывать раздражение в арабских странах. Хотя многими из них руководят авторитарные режимы, которые не слишком зависят от «мнений народных», совсем не считаться с таковыми они не могут. Сотрудничество правительства Иордании с Израилем, особенно на фоне такого поведения некоторых израильских политиков, способствует углублению раскола между обществом и государством.
Заявления Смотрича стали сигналом и для, возможно, самого близкого Израилю арабского правительства — руководства ОАЭ. Объединенные Арабские Эмираты сообщили, что рассматривают возможность сокращения дипломатического представительства в Израиле после выступления Смотрича.
Между тем, отношения с Иорданией и ОАЭ являются важнейшими инструментами для израильской политики. Как указывает один из ведущих израильских публичных экспертов в вопросах безопасности Амос Харель, сотрудничество израильских сил безопасности с иорданскими коллегами обеспечивает защиту стратегически важного восточного фланга Израиля. Причем «иорданцы защищают нас лучше, чем возможно, мы сами».
Что касается ОАЭ, то нормализация отношений с ними в рамках так называемых «соглашений Авраама» обеспечили Израилю доступ к эмиратским инвестициям и бездонному рынку оружия. А также могли бы помочь военному присутствию израильтян в Персидском заливе, на границах с враждебным им Ираном.
Таким образом, поведение радикальных сил, входящий в коалицию с «Ликудом» и Нетаньяху, грозит подрывом всей той политической архитектуры, которую премьер-министр Израиля выстраивал даже не годами, а десятилетиями.
Возникает вопрос: почему Беньямин Нетаньяху все это терпит? И почему он не избавится от такого «токсичного» политического присутствия?
Все дело в том, что партии, с которыми связаны Гафни, Смотрич, а так же ряд других политиков, — это партии ультра-религиозных групп. Мечтающих превратить Израиль в некий вариант иудейского Ирана.
Некоторые из этих групп к тому же являются фанатичными националистами, резко настроенными против арабов. Но других партнеров для коалиции у Нетаньяху в настоящее время нет. А без них его правительство перестанет существовать.
Более того. Именно и только эти силы согласились с курсом премьер-министра на проведение конституционной реформы. Последняя призвана обеспечить верховенство законов парламента над решениями Верховного суда.
Затем предполагается принять закон, который позволит Нетаньяху получить амнистию от уголовного преследования. Дело в том, что премьер-министр находится под судом по обвинению в коррупции, и ему грозит серьезный тюремный срок.
Коротко говоря, Смотрич, Гафни и другие отравляют Нетаньяху жизнь. Разрушая его внешнеполитические достижения и подрывая международное положение Израиля. Но без помощи этих людей и их партий он не сможет добиться неприкосновенности. И тогда, не исключено, вскоре отправится в тюрьму, где может провести остаток жизни.
Чувствуя свою власть над премьером, эти его партнеры, в свою очередь, становятся все более независимыми. И делают то, что считают нужным. Именно это уравнение сегодня вызывает огромные потрясения в израильской внутренней и внешней политике.
На днях глава партии «Наш Дом Израиль» Авигдор Либерман заявил следующее: «Годами я считал, что отделять религию от государства — это неправильно, чтобы не выпускать джиннов из бутылки. Но поскольку ортодоксы первыми нарушили паритет, надо идти до конца… Нетанияху решает свои личные проблемы, связанные с его личными судебными тяжбами. А эти (его союзники — прим.) превращают нашу страну в государство Галахи*».
* Галаха — это традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев; совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе.