Россия считает неправомерными попытки Норвегии вывести вопрос разработки шельфа Шпицбергена из-под действия Договора 1920 г.
По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, в Москве обратили внимание на представленный правительством Норвегии в июне доклад по вопросу о разработке минеральных ресурсов на норвежском континентальном шельфе, включая районы архипелага Шпицберген. Она отметила, что континентальный шельф архипелага составляет естественное продолжение его суши и образует с ней единое и неразрывное целое и правовой режим, установленный Договором, полностью распространяется на его шельф в пределах, определенных в статье 1 этого документа.
«Таким образом, Норвегией не могут устанавливаться и осуществляться какие-либо „исключительные“ интересы или права в отношении шельфа в указанном районе без согласия всех других участников Договора 1920 г. Хотели бы вновь напомнить норвежской стороне, что ее суверенитет над архипелагом Шпицберген не является безусловным», — заявила дипломат.
Представитель внешнеполитического ведомства подчеркнула, что попытки одностороннего регулирования ресурсодобывающей деятельности на участках шельфа в границах действия Договора 1920 г. расцениваются Россией как нарушение Норвегией режима этого документа и обязательств по нему.
«Неоднократно призывали норвежскую сторону отказаться от подобной неправомерной с точки зрения международного права практики, в том числе в контексте промысла морских биологических ресурсов в водах Шпицбергена или разработки минеральных ресурсов», — добавила Мария Захарова.
Уже в августе-сентябре, по словам генерального директора треста «Арктикуголь» планируется запустить чартерный рейс из России на Шпицберген.
О существенном ужесточении условий работы российских организаций на архипелаге Шпицберген и в его водах российский МИД заявлял и ранее, отмечались и попытки норвежской стороны нарастить свое военное присутствие на архипелаге Шпицберген, в частности, указывалось на демонстративный заход фрегата ВМС Норвегии в порт Лонгиербюена и активизацию норвежской Береговой охраны в акватории российского поселка Баренцбург.
«Очевидно, что под лозунгом „демонстрации флага“ Осло предпринимает усилия по закреплению Шпицбергена в сфере своей военной активности», — отмечено в заявлении МИД РФ.
При этом в ведомстве напомнили, что Парижский договор 1920 года предусматривает сугубо мирное использование архипелага.
Многостороннее соглашение, подписанное в 1920 г. в Париже, устанавливает суверенитет Норвегии над Шпицбергеном, при этом признает равное право государств-участников Договора на эксплуатацию ресурсов и территориальных вод, а также запрещает размещение военных баз. Заметное присутствие на архипелаге поддерживали Россия и Норвегия. До 1995 года численность советских/российских граждан в регионе превышала норвежцев, однако затем несколько российских поселков закрылись, а отношения между Москвой и Осло обострились.
Сложности добавлял спор о границах в Баренцевом море, особенно после обнаружения там запасов углеводородов. В 2010 году стороны подписали договор, по которому поделили спорную акваторию поровну.
В 2014 году Норвегия присоединилась к антироссийским санкциям Евросоюза, Россия ввела ответные меры. В мае 2022 года норвежские власти распространили на Шпицберген закон о таможне.
Заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В.Плеханова Андрей Кошкин отметил, что Норвегия расшатывает ситуацию вокруг соглашений по Шпицбергену и создает прецедент, если не выхода, то ухода от их жесткого соблюдения.
— Кроме того, используется обострение ситуации в Европе, когда на сегодняшний день, прежде всего, США и весь Североатлантический альянс заинтересованы в создании в будущем площадки для захвата Арктики. Арктика — это приз 21 века. Чтобы его завоевать, надо подготовиться. Сейчас идет подготовка.
Финляндия — площадка, которая сегодня осваивается. Она вошла в НАТО. Швеция сейчас будет разворачиваться, чтобы попытаться отбить Северный морской путь у России и затем начать выдавливать Россию из арктических широт.
Норвегия в настоящее время также решает свои проблемы и уверена, что в контексте большого давлению на Россию можно решить и свои вопросы, выловить в мутной воде рыбку.
«СП»: Как понимать слова представителя российского МИД о том, что суверенитет Норвегии над Шпицбергеном не является безусловным?
— Это откровенное предупреждение, что то, как ведет себя Норвегия, особенно, когда речь идет о Шпицбергене, выходит за рамки соглашений и, естественно, что мы можем там и Норвегию подвинуть. Норвегия должна ожидать и зеркального давления со стороны России. Вот о чем говорит официальный представитель МИД России.
«СП»: Насколько Шпицберген важен для России в складывающейся геополитический ситуации?
— На сегодняшний день он, наверное, обостряет ситуацию, добавляет напряженности. Кроме того, Норвегия решает свои вопросы. Дело в том, что, когда взорвали «Северные потоки», вырос спрос на газ. Норвегия сейчас получает, откровенно говоря, баснословные прибыли. Естественно, для нее хорошо бы со Шпицбергеном создать обостренный конфликт, который был бы решен в пользу Норвегии. При этом они надеются на поддержку Вашингтона и Брюсселя.
Руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов выразил сожаление, что сейчас все имеющие юридическую силу договоры между Россией и государствами НАТО испытываются на прочность, как раз по причине правового нигилизма со стороны западного политического сообщества.
— Норвегия не является членом европейского сообщества, но при этом является членом Североатлантического альянса. Нынешняя ее политика — продолжение политики НАТО. Норвегия регулярно, особенно в последние годы, предоставляет свою территорию под довольно масштабные маневры альянса, несмотря порой на сопротивление муниципальных властей, местных граждан. Довольно серьезный экологический ущерб наносится стране и само присутствие такого количества иностранной техники очень многих людей настораживает.
При этом Норвегия на особом счету у европейского сообщества. Это ключевой поставщик газа, вообще углеводородов. Это очень серьезный форпост для альянса в Северо-Западной части европейского пространства. И понятно, что это близость к России, это общие водные пространства, возможность ставить радары, сканировать воздушное пространство, мониторить обстановку всего, что перемещается, и вообще следить за границей Российской Федерации. Думаю, эта эскалация напряженности будет нарастать и относительно Шпицбергена, и в целом акватории.
Опять же, участие (возможно, прямое) Норвегии в истории с подрывом «Северных потоков». Есть немало информации, связанной с тем, что спецслужбы этой страны в курсе всего происходящего. Это тоже сильно настораживает.
Но что поделать. Эти государства управляются из вне. Вся риторика и все действия, которые ведут европейские государства НАТО, навязываются Вашингтоном.
«СП»: Мария Захаров напомнила о небезусловном суверенитете Норвегии над архипелагом. На что она, может быть, намекнуть пыталась?
— Наверное, с учетом напряженности момента пора найти коммуникации с Норвегией, еще раз обсудить вопрос Шпицбергена и все эти болевые точки, потому что с советских времен велись и совместные промышленные работы, и ряд других проектов, и акватория с ее биоресурсами тут завязана на решение общих задач. Общие задачи связаны с нормальными добрососедскими отношениями и взаимным использованием этих территорий. До последних моментов нам как-то удавалось в нормальной обстановке все эти вопросы решать.
Мы всегда умели находить диалог со скандинавскими странами и понятно, что сейчас они испытывают максимальное давление со стороны Вашингтона, но думаю, и нашему МИДу надо находить какие-то слова, предлагающие какой-то диалог по этому вопросу. Да и со стороны Норвегии, думаю, найдутся трезвые головы, которые выведут кейс Шпицбергена за пределы общей конфронтации России-НАТО.