23 ноября Турция планирует отправить в сторону сектора Газа «Флотилию свободы», состоящую из тысячи судов, чтобы разрушить израильскую морскую блокаду палестинского анклава, сообщает турецкое новостное издание Haber 7.
На борту лодок и яхт будут находиться 4500 человек из 40 стран, «включая евреев-антисионистов». Якобы на 313 лодках в Газу плывут российские, ещё на 104 — испанские активисты, некоторые из них заявляют, что поплывут с детьми. Один из организаторов антиизраильской акции Волкан Окчу заявил, что миссия будет «строго следовать международному праву», а ее участники будут безоружны, чтобы «у Израиля не было повода для вмешательства».
Стоит напомнить, что Турция уже отправляла «Флотилию свободы» для прорыва блокады Газы в 2010 году. Тогда караван из шести судов во главе с турецким паромом «Мави Мармара» был перехвачен израильскими ВМС. В ходе операции по захвату судов погибли девять активистов движения (восемь граждан Турции и один американец турецкого происхождения), около 50 человек получили ранения, десятки были арестованы и затем депортированы.
Но сегодня иные времена, и Израиль уже показал, что ему откровенно плевать на реакцию мирового сообщества на любые его действия. Так что в этот раз итоги могут быть куда более кровавыми. В Турции это понимают? Или именно этого добиваются, чтобы привлечь внимание?
— Реджеп Эрдоган, конечно, старается прыгнуть выше головы в попытке привлечь внимание исламских стран в конфликте с Израилем, но все это исчерпывается громкой риторикой и пиар-акциями в духе «Флотилии свободы», — уверен доцент Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— Турцию и Израиль многое связывает, и на реальные шаги в давлении на сионистов Эрдоган не пойдет. По территории турецкого государства поставляется азербайджанская нефть, которая из порта Джейхан транспортируется в Израиль.
Еврейское государство, в свою очередь, так и не признало геноцид армян, а множество высокотехнологичного вооружения, используемого Азербайджаном в Карабахском конфликте, поставлялось Израилем. Организовывать массовые заплывы — это одно, а вступить в борьбу с теми, кто сдерживает иранское влияние в регионе и продвигает турецкие интересы — другое.
— Как говорил незабвенный Козьма Прутков: «Зри в корень!». А корень находится в электоральных предпочтениях турецкой общественности, — считает крымский журналист Сергей Кулик.
— Давайте вспомним хронологию событий тринадцатилетней давности. Израиль проводит очередную жёсткую военную операцию в секторе Газа. И одновременно, в конце январе 2009 года, завершается очередной Давосский форум. Последним пунктом программы было выступление президента Израиля Шимона Переса. Может быть, все было бы и хорошо, если бы г-н Перес не набросился на спокойно сидевшего рядом Эрдогана, который тогда еще был премьер-министром Турции, и не стал бы демонстративно тыкать в него пальцем: мол, а что бы вы делали, если бы на вашу Анкару каждый день сыпались ракеты?
Модератор пытается остановить израильского президента, но тут в перепалку вступает задетый за живое Эрдоган: «Господин Перес, вы говорите очень громко, мне кажется, вы повышаете голос, чтобы заглушить угрызения совести. Я знаю, что вы не остановитесь перед убийствами — что-что, а убивать вы умеете, и вы убиваете даже детей. И мне больно видеть, что люди аплодируют вашим словам».
Модератор Давосского форума пытался остановить турецкого премьера, но Эрдоган швырнул на пол наушники и покинул зал, заявив, что больше никогда не приедет в Давос, раз ему не дают договорить. А через два месяца в Турции проходят муниципальные выборы, на которых эрдогановская Партия справедливости и развития закрепила свой успех — спустя 20 месяцев после оглушительного ее парламентского триумфа.
Вольно или невольно, но инцидент в Давосе, спровоцированный главой израильского государства, помог Эрдогану мобилизовать своего избирателя. А через год была «Флотилия свободы». Напомню, что премьер-министром Израиля тогда был все тот же Биньямин Нетаньяху, который и сегодня возглавляет правительство. Это сейчас Реджеп Тайип Эрдоган заявляет, что Нетаньяху более не является для него собеседником. А тогда он подобные высказывания, кстати, не делал.
«СП»: Чего тогда добивался и чего добился Эрдоган?
— Нашумевший штурм каравана из шести судов во главе с турецким паромом Mavi Marmara был совершен аккурат за три месяца до референдума по изменениям в конституции Турецкой Республики. И главной поправкой было ограничение влияния армии на политическую и общественную жизнь в стране.
Напомню, что согласно предыдущей, кемалистской, редакции конституции, вооруженные силы были гарантом светского характера государства и имели право вмешаться, если возникала угроза конституционному строю.
Последний такой успешный военный переворот был совершен в сентябре 1980 года начальником турецкого генштаба Кенаном Эвреном. И неудачный армейский путч 2016-го — это отчаянная попытка изменить итоги референдума 2010 года, на котором 70% турок поддержали конституционные поправки Эрдогана и его партии — турецкого ответвления запрещенной в России организации «братьев-мусульман».
«СП»: А чего он добивается сейчас?
— Месяц назад Центризбирком Турции назначил муниципальные выборы на 31 марта следующего года. И на них — в условиях катастрофического положения турецкой экономики и резкого роста инфляции — могут победить оппозиционные силы. Шест под политическим эквилибристом Эрдоганом очень сильно раскачивается.
Однако ничто не может так эффективно мобилизовать партию Эрдогана, как внешняя угроза и очередная бойня в Палестине. Честно говоря, я не удивлюсь, если через десять — двадцать лет, когда достоянием общественности станут секретные документы, мы узнаем, что правительства Израиля и Турции координировали свои политические шаги. Ведь и у Нетаньяху такая же шаткая политическая ситуация.
«СП»: Утверждается, что акция не координируется с турецким правительством. Как это понимать? Попытка снять с себя ответственность?
— Эрдоган любит повышать ставки, но он слишком умён, чтобы доводить кипение до такого градуса, чтобы у котла сорвало крышку. Разумеется, повторится ситуация с паромом Mavi Marmara, на котором, кстати, были сочувствующие палестинцам турецкие и европейские левые радикалы — те самые, кстати, которые через три года, в 2013-м, выйдут бунтовать против самого Эрдогана на площадь Таксим в Стамбуле.
Но вооруженные силы Турции здесь будут ни при чем — турецких солдат и даже полицейских на борту не будет. Зато мы увидим очередную телекартинку, как израильский спецназ «пакует» гражданских, решивших помочь «гуманитаркой» жителям сектора Газа. А Эрдогану больше ничего и не нужно.
«СП»: Сегодня все может закончиться куда более трагично, чем 13 лет назад…
— Когда хотят спровоцировать массовые беспорядки, то в первые ряды протестующих колонн всегда выводят светловолосых девушек в белых футболках. На белой одежде и белокурых волосах очень хорошо видна кровь. Потом эти фотокадры попадают на первые полосы мировых газет. Поэтому, полагаю, трагедии не избежать.
«СП»: СМИ пишут, что там будут и суда под российским флагом и российские активисты. А российские власти в курсе?
— От имени России предоставлять гуманитарную помощь имеет право только МЧС РФ. Насколько я знаю, обычно подобные мероприятия осуществляются по согласованию с противоборствующими сторонами — дабы избежать жертв со стороны личного состава и мирного населения. Все остальное — это самодеятельность частных лиц.
Разумеется, я не исключаю, что среди сопровождающих очередную «Флотилию свободы» будут граждане с российскими паспортами. Но в то же время уверен, что наш МИД на подобные действия им мандата не давал — гуманитарной помощью, повторяю, у нас занимаются специально обученные люди. А в итоге все закончится тем, что ведомству Лаврова придется вызволять этих россиян из израильских темниц. Или помогать вывозить их тела из моргов, если дело дойдет до бойни.