Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Латвия нашла железный аргумент для разрыва с Россией

Законодатели Рижской думы хотят доказать, что от Москвы им «ничего не нужно»

10092
Латвия нашла железный аргумент для разрыва с Россией
Фото: Imagebroker.com/ Global Look Press
Материал комментируют:

Латвия продолжает исполнять зажигательный танец на граблях русофобии. Местные законодатели вдруг ополчились на железную дорогу, построенную здесь еще во времена Российской империи. И предложили ее разобрать.

По мнению автора идеи — депутата Рижской городской думы Мариса Мичеревскиса, подобные меры позволили бы властям балтийской республики показать, что стране «ничего не нужно» от Москвы.

Оказывается, у него нет сил смотреть, как по рельсам «туда-сюда» снуют «вагоны с русскими надписями». Ведь это значит, что у Латвии «до сих пор есть торговые отношения с Россией». Что депутату кажется «ужасным».

Читайте также
«Владимир Аравийский»: Путин близко знакомится с будущими членами БРИКС «Владимир Аравийский»: Путин близко знакомится с будущими членами БРИКС Президент России всего за полтора дня намерен встретиться с лидерами трех крупнейших стран Персидского залива

«Я думаю, что стоит рассмотреть вопрос и снести эти рельсы. Это было бы даже символично: железную дорогу начали строить во времена царской России, теперь мы могли бы ее снести и никогда больше не смотреть в ту сторону», — приводит его слова агентство Baltnews.

Мичеревскис также считает, что его предложение укрепило бы обороноспособность в случае возможного нападения России. Поскольку, если разрушить железную дорогу, то с той стороны сократится и объем военных поставок. Кроме всего прочего, он опасается, что, как только закончится конфликт на Украине, русские по этим рельсам снова приедут в Латвию, чтобы скупать здесь квартиры и дома.

Аргументы, прямо скажем, так себе. Но остальные вообще похожи на параноидальный бред.

«На протяжении веков из России приходили только несчастья, так, может быть, мы наконец-то уничтожаем дорогу, ведущую к несчастью? Конечно, с той стороны приходят какие-то деньги, но потом приходит Иван Грозный и убивает всех — в том числе и тех, кто заработал эти деньги, — заявил депутат.

Вообще-то, когда Иван Грозный начинает мерещиться на рельсах, надо срочно бежать к психиатру. Но, возможно, нацпатриот и детский писатель Мичеревский решил просто переквалифицироваться в фантаста и теперь старательно тренирует свое образное воображение.

Впрочем, есть мнение, что развивает не очень успешно. Так как то, что он предлагает, это «какие-то странные полумеры».

«Нужно также разрушить вообще все дороги (дабы замедлить супостата), снести постройки советской эпохи. Наконец, убрать все дорожные знаки (чтобы запутать русских, а главное — убрать всякое упоминание о них). И, наконец, официально стать новым штатом США — чтобы территория досталась не России», — расширяет диапазон возможных фантазий ТГ-канал BALTNEWS.

Он же отмечает, что некоторые из них вполне могут скоро стать реальностью.

Нет, 51-м американским штатом Латвии, конечно, не быть. А вот части своих дорожных знаков она лишиться может.

Дело в том, что журналисты местного телевидения, проехав недавно 60-километровый участок региональной дороги от Тинужи до Кокнесе, насчитали целых 34 указателя, на которых написано «Maskava» и «Moskva». И задались вопросом: «Зачем так много?».

Высказался даже целый эксперт дорожного и автомобильного транспорта Паул Тимротс, который заявил, что не стоит ставить столько указателей на «страну-агрессора».

«Если я вижу, что мы снесли объект в Пардаугаве (так он называет Памятник воинам Советской Армии — освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков, уничтоженный латвийскими властями в августе с.г. — ред.), если мы переименовываем улицы в Риге, то какого черта мы оставляем на наших собственных шоссе сделанную на наши же деньги надпись городу, который мы скорее ненавидим и не собираемся туда ездить?» — заметил он.

По его мнению, такие указатели создают для латвийцев токсичную среду, и лучше бы поставить указатели на более дружественный город.

На какой, правда, не уточнил. Но это, собственно, и не важно. Потому что еще немного подобного «творчества» от латвийских русофобов — и от транспортной инфраструктуры республики вообще ничего не останется.

Как писали еще в мае, «Латвийская железная дорога» (ЛЖД/LDz), которая несколько лет назад являлась самым доходным предприятием в стране, ныне превратилось в глубоко убыточную компанию.

В настоящее время ежегодные государственные субсидии на содержание железной дороги составляют примерно 70 млн евро. По словам председателя правления LDz Риналдса Плявниекса, если Латвия полностью потеряет восточные грузы, то субсидии по поддержанию компании на плаву потребуется увеличить еще на 50−60 млн евро.

Санкции против России (а в структуре перевозок ЛЖД свыше 70% составляли российские грузы, доставляемые в латвийские порты) оказались слишком дороги.

Читайте также
США обиделись на Кипр и решили его опустить - жестоко, как Финляндию США обиделись на Кипр и решили его опустить — жестоко, как Финляндию Российские бизнесмены выводят деньги из банков опального острова на Ближний Восток

Теперь собственная портовая инфраструктура на Балтике вполне позволяют нашей стране обходиться без услуг Латвии.

— Действительно, среди части прибалтийских политиков наблюдается некое такое умопомрачение. Подчеркиваю, части, — комментирует инициативу латвийского депутата старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. — Безусловно, есть среди них и здравомыслящие, но они либо запуганы, либо им просто не дают, скажем так, нормально функционировать.

Что касается идеи о демонтаже железной дороги из России в Латвию, то она, конечно, относится к сфере вандализма. И свидетельствует, наверное, о недальновидности того, кому это пришло в голову.

Хотя, должен сказать, что подобные прецеденты были уже.

Например, между Литвой и Латвией была железная дорога. Она шла из литовского города Мажейкяй в латвийский Реньге. Это был кратчайший путь от нефтеперерабатывающего завода в Мажейкяй (единственного, кстати сказать, в странах Балтии) в порты прибалтийских соседей. Но доставка из Латвии морем, а потом по этой железной дороге была дешевле, чем доставка через Клайпеду. И литовские власти просто демонтировали этот участок, разобрав рельсы. После этого грузооборот в литовском порту Клайпеда увеличился, а в Латвии транзит, наоборот, сократился.

Поэтому у латышей пример есть. Возможно, им и навеяло.

Но, на мой взгляд, пример этот нарицательный и недалекий. И, в общем-то, не свидетельствующий о стремлении развивать как национальную экономику, так и в целом Прибалтику, как нечто единое.

«СП»: Чем им эта железная дорога помешала? Чего добиваются?

— Могу только сказать, что не от большого ума подобного рода заявления делаются. Эта дорога была построена еще в те времена, когда вся Прибалтика и Латвия, в частности, являлись частью Российской империи.

Читайте также
США срочно перебрасывают в Европу управляемые ядерные авиабомбы США срочно перебрасывают в Европу управляемые ядерные авиабомбы F-35 не скоро станет ядерным носителем, их уже и армия США перестала закупать

С тех пор не одно поколение там выросло, не одно поколение воспиталось.

Но главное, что железная дорога — любая — это большой диапазон деятельности для малого бизнеса. Там много смежников, много тех, кто занимается обслуживанием этого огромного транспортного хозяйства, которое включает в себя не только саму дорогу, но также мосты, тоннели, вокзалы, станции, грузовые терминалы и т. д.

Латвии только транзит российских грузов приносил около 12% ВВП. Причем, если говорить о транзите, то он действует в обе стороны.

«СП»: Но это, видимо, уже в прошлом?

— Действительно, все мы привыкли к тому, что российские грузы транзитом по железной дороге доставлялись в прибалтийские порты, такие как Таллин, Рига, Лиепая, Клайпеда. Но мы уже выстроили свой большой порт в Усть-Луге, и он практически все это перекрывает.

Какая-то часть идет пока еще и через прибалтийские порты, однако объемы грузоперевозок по железной дороге заметно сократились. Между тем, не надо забывать, что внешняя торговля стран Прибалтики со странами Центральной Азии и Китаем идет транзитом через Россию как раз этой железной дороге.

Читайте также
На Польшу наехали с ее же «заднего двора» На Польшу наехали с ее же «заднего двора» Желание поляков наказать украинцев вызвало возмущение в Прибалтике

Поэтому либо этот депутат совершенно не владеет информацией, либо по принципу самопиара хочет довести всю идею до абсурда.

«СП»: Вот еще один пример абсурда: в Латвии решили, что у них слишком много дорожных указателей «на Москву». И предложили заменить их указателями на более «дружественный город». Как к этому относиться?

— Я бы отнесся с иронией. Глупость, конечно.

Но дело вот еще в чем. Поскольку сегодня Прибалтика, а больше всего как раз Латвия превратились в плацдарм НАТО, то такие указатели «на Москву» напоминают лозунг, который использовала гитлеровская Германия при нападении на Советский Союз — «Drang Nach Osten!». И в этом смысле Латвия как бы подчеркивает, что натовские войска, которые на ее территории расположены, они нацелены на Восток.

В этом случае, действительно, следовало бы внести ясность, и указать, куда еще могут сдвигаться войска НАТО — если не на Восток.

А если рассматривать ситуацию с точки зрения обычного человека, путешественника или туриста, то здесь, я бы сказал, у Латвии завышенная самооценка. Общая площадь республики примерно 64,5 кв. км. То есть, грубо говоря, не заблудишься. И ехать можно только в две стороны: либо — к морю, либо в сторону России.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня