Российская Федерация в настоящее время стремится исправить последствия распада Советского Союза, в том числе в сфере технологий и промышленности.
Об этом, выступая с лекцией, организованной Российским обществом «Знание», заявил председатель правительства Михаил Мишустин. По его словам, в ходе распада СССР были разорваны многие технологические цепочки, однако сейчас государство делает все возможное для исправления последствий.
«Свободная Пресса» поинтересовалась у советского и российского политика, народного депутата СССР (1989−1991) Виктора Алксниса, чем лично для него стал распад Советского Союза.
— Это была одна из величайших геополитических катастроф в истории человечества. Если другие империи погибли, то в Советском Союзе, уникальном объединении, само руководство страны проводило линию на уничтожение государства.
Я взывал и к Горбачеву, и к Ельцину, что это принесет огромные страдания десяткам миллионов людей. А мне в ответ звучало: вы слишком драматизируете ситуацию. Мол, мы проведем «цивилизованный развод», и все будет хорошо.
Предательство вождей, которое наблюдалось в конце 1980-х — начале 1990-х, осталось неотомщенным: никто не был привлечен к ответственности за уничтожение одной из стран, которые реально влияли на ситуацию во всем мире. СССР, действительно, был великой державой.
Я убежден, что все наши последующие беды связаны именно с распадом Советского Союза — и в экономике, и в политике, и в социальной сфере. Более того, я убежден, что последствия распада СССР только-только начинают по настоящему проявляться. К примеру, конфликт на Украине — прямое следствие распада. Представить 30 лет назад, что Россия и Украина будут воевать, не мог никто! А сегодня, к сожалению, это для нас обыденность.
«СП»: Михаил Мишустин указал, что в результате распада оказались разорваны многие технологические цепочки. Как вы полагаете, в какой мере нам удалось их восстановить, или есть такие, которые сейчас уже утрачены навсегда?
— На самом деле, никаких интеграционных процессов на постсоветском пространстве нет.
Наоборот, бывшие союзные республики расходятся все дальше. И во многом это вина руководства Российской Федерации, которое 33 года делала все возможное и даже невозможное, чтобы оттолкнуть от нас бывших друзей.
Надежды на перемены нет никакой, потому что Россия сегодня не является страной, привлекательной для бывших союзных республик. Если в составе СССР они были заинтересованы в тесных отношениях с РСФСР, то сейчас этого нет.
«СП»: Есть ли возможность исправить ситуацию?
— Вряд ли что получится. Мы же видим почти каждый месяц все новые факты, подтверждающие, что развал постсоветского пространства продолжается. Посмотрите на ситуацию в отношениях между Арменией и Россией. За последние полгода отношения еше больше обострились, и надежд на перемены к лучшему нет.
На мой взгляд это вообще уникальная ситуация: у России среди бывших советских республик, а ныне независимых государств, нет братских, тех, кто хотел бы поддерживать с нашей страной хорошие добрососедские, и, тем более — союзнические отношения.
«СП»: А как же Белоруссия?
— Белоруссия тоже себе на уме. Обратите внимание — она до сих пор не признала возвращение Крыма домой. У нее всегда своя позиция.
Мне кажется, что руководство Белоруссии, включая Александра Лукашенко, проводит свою линию, и рассчитывать, что республика — союзник России, я бы не стал. Даже, если судить по военном сотрудничеству. Белоруссия реально может оказаться жертвой каких-то агрессивных действий или Польши, или Украины, или Литвы. В этой ситуации, казалось бы, Минск должен понимать, что будущее страны во многом зависит от России.
Однако стремления, хотя бы в части размещения российских военных баз, о чем Россия просила Белоруссию несколько лет назад, было не видно.
Сейчас, фактически, завершается вывод российских военных частей, которые вошли на территорию Белоруссии за последние полтора года и оказывали влияние на ход специальной военной операции. Однако теперь это потихоньку прекращается.
«СП»: Многие в развале нашей державы винят Михаила Горбачева. Вы согласны с этим?
— Это вина не только Горбачева, но и руководства РСФСР, всех граждан России, которые в 1990 году избрали народных депутатов, а те, в свою очередь, приняли декларацию о государственном суверенитете. Эта декларация как раз и стала главным законодательным актом, обеспечившим распад Советского Союза.
Мне еще тогда, в конце 1980-х — начале 1990-х, было понятно, что это вызовет распад великой страны. Я еще тогда полагал, что это приведет к великой трагедии, что десятки миллионов людей пострадают. И очень печально, что именно Россия сыграла решающую роль в развале державы.
То есть отнюдь не литовские или грузинские националисты, а именно русские люди, видимо, в силу коллективного умопомешательства. Они не понимали, что распад СССР ударит по каждому.
Я помню одухотворенные лица москвичей, которые в январе-феврале 1991 года сотнями тысяч выходили на Манежную площадь, и скандировали «Свободу Литве!». Вот я бы хотел обратиться к этим людям: ну как? Свободу Литве вы дали, но стали ли вы сами жить от этого лучше и чувствовать себя защищеннее? Зачем надо было наступать на грабли, чтобы получить по лбу?
Безусловно, были и миллионы людей, которые выступали категорически против разрушения Союза. Но мы оказались на одном пароходе.
И, самое печальное, что все только начинается. Я полагаю, что нынешний XXI век будет столетием борьбы за советское наследие. И самые главные потрясения впереди.