Еще один соперник Трампа из однопартийцев сошел с дистанции в президентской гонке. Об отказе продолжать борьбу за высший пост в США объявил губернатор Флориды Рон Десантис.
«Я не могу просить наших сторонников безвозмездно тратить свое время и отдавать свои ресурсы, если у нас нет четкого пути к победе. Соответственно, сегодня я приостанавливаю свою кампании», — заявил он в видеообращении, опубликованном в соцсети.
По словам Десантиса, он поддержит на выборах Дональда Трампа, хотя у него с экс-президентом и были разногласия по ряду вопросов. Но тот, считает губернатор, заслуживает «еще одного шанса».
Ранее агентство Bloomberg предположило, что праймериз Республиканской партии в штате Нью-Гэмпшир, намеченные на вторник, 23 января, могут стать для Десантиса «последней остановкой» президентской гонки, после которой он снимется с пробега и, вероятно, поддержит Трампа. По мнению агентства, это даст ему возможность выйти из игры, избежав «постыдного третьего места».
Напомним: на первичных выборах в Айове Десантис финишировал на втором месте (21%) после Трампа (51%). А в Нью-Гэмпшире, согласно опросу, проведенному Исследовательским центром местного университета по заказу телеканала CNN, его поддерживает лишь 6% республиканцев. При этом в пользу Трампа высказались 50%, а за бывшего представителя США в ООН и экс-губернатора Южной Каролины Никки Хейли — 39%.
«Десантис — это какое-то одно сплошное разочарование. Кандидат-фейк, который в начале пытался казаться Трампом, а закончил тем, что Трампа поддержал. Лучше бы спокойно подождал до 2028-го», — написал в своем Telegram-канале собкорр ВГТРК в США Валентин Богданов.
А Трамп своего бывшего соперника поблагодарил и предложил ему сообща бороться против Джо Байдена, который «подверг страну огромной опасности».
«Я с нетерпением жду возможности поработать с Роном и всеми остальными, чтобы победить жуликоватого Джо Байдена. Мы должны выставить его вон», — приводит слова экс-президента США Fox News.
Также Трамп пообещал больше не называть губернатора Флориды уничижительным прозвищем «Рон Десанктимониус» (от sanctimonious — ханжа, лицемер), которое тот получил от него после выдвижения своей кандидатуры на президентские выборы от республиканцев.
Теперь, когда Десантис снялся с пробега, минимум до Южной Каролины гонка у республиканцев — на двоих: Трамп и Хейли, отмечает Богданов.
Он напомнил, что 24 февраля праймериз в Южной Каролине, где Хейли до работы в ООН была губернатором. По его мнению, «если она не выиграет и там, то нет никакого смысла (да и просто стыдно) тянуть до супервторника, когда будут голосовать 14 штатов, включая крупнейший для республиканцев Техас».
«Супервторники», как известно, проводятся в США уже почти 40 лет в первый вторник февраля или марта в год президентской гонки. Они, вместе с выборами в Айове и Нью-Гэмпшире, где традиционно стартует кампания, имеют важное значение, поскольку после них отсеиваются претенденты, имеющие низкий уровень поддержки, и определяются наиболее сильные участники.
Между тем, Хейли уже заявила, что не собирается отказываться от продолжения гонки и намерена в ней победить.
Прокомментировать расстановку сил в предвыборном стане республиканцев, а также мотивы Десантиса: явные и скрытые — сняться с участия в президентской гонке «СП» попросила политолога-американиста Владимира Можегова:
— Десантис подавал большие надежды, и у него явно были стремления стать кандидатом, который может бросить вызов Трампу. Но ничего не получилось. Все его рейтинги за последние полгода показали, что он совершенно не способен соперничать с Трампом. И выглядит на фоне экс-президента просто удручающе.
«СП»: Он сам это понял или ему дали понять?
— То, что в дебатах с однопартийцами он смотрелся очень слабо, видели все. Он постоянно говорит какие-то никчемные компромиссные вещи, которые никого ни в чем не убеждают. Вроде он и «за», вроде и «не против». У него нет драйва, нет воли, как оказалось.
Десантис — человек системы, в отличие от Трампа. Ему постоянно приходится оглядываться, как воспримут его слова. Что, видимо, тоже сыграло свою роль. Но он, надо отдать ему должное, вполне осознал это, и, в общем-то, вовремя. Потому что в Нью-Гэмпшире он не победил бы.
А сейчас Десантис отдаст свои голоса Трампу, чем обеспечит ему победу, обеспечит хорошее отношение к себе и в целом сплочение партии вокруг кандидатуры Трампа.
Остается Хейли, которая, скорей всего, проигрывает в Нью-Гэмпшире. И Трамп становится единственным, неоспоримым кандидатом на ближайшие выборы.
«СП»: Разве у Хейли нет шансов победить на праймериз в Южной Каролине, где она была губернатором штата?
— Да, это как бы её штат. Но все опросы показывают, что она там проигрывает, поэтому все ее надежды на Нью-Гэмпшир. Но не думаю, что она выступит там хорошо, соответственно и следующие праймериз для нее будут провальными. А это, в принципе, уже будет означать для Хейли конец президентской кампании.
То есть Трамп остается безальтернативным лидером. И если он еще назначит своим вице-президентом Такера Карлсона, как обещал, то эта пара способна будет пробить препоны.
И тогда остановить Трампа можно будет только неконституционными методами.
«СП»: То, что выиграть у Трампа честно Байден вряд ли может, понятно. Вопрос, какие рычаги есть у команды «сонного Джо», чтобы убрать Трампа с дистанции?
— Рычагов не очень много остается. Пока все дела против Трампа разваливаются одно за другим. Конечно, время еще есть, и могут возникнуть новые дела. Но, похоже, что засудить Трампа у них не получится.
Могут поменять Байдена на другого кандидата, что, вероятней всего, и произойдет ближе к весне или уже летом. Хотя это тоже ничуть не приближает демократов к победе.
Но то, как они справляются с подобными проблемами, показал 2020 год. Мы помним: началась пандемия, потом на улицы вышли активисты движения Black Lives Matter (BLM), и все это вместе привело к тотальному голосованию по почте, результаты которого были сфальсифицированы, как считают республиканцы. В итоге победу отдали Байдену.
Сейчас мы можем увидеть нечто подобное, но в еще более серьезных масштабах.
«СП»: А что касается физического устранения Трампа, могут демократы на это пойти?
— Об этом тоже говорят. Но это уже гражданская война.
С другой стороны, возможности влияния на политические процессы у глобалистов сегодня таковы, что они могут, не устраняя прямо Трампа, так раскачать лодку, что выборов не будет.
Представьте себе провокацию уровня 9/11, после которой выборы просто будут отменены и введено военное положение со всеми вытекающими.
«СП»: New York Post пишет, что в предвыборную гонку может вступить Мишель Обама. Как вы оцениваете ее шансы?
— Никаких шансов у нее нет. Если бы были, то ее давно бы ввели в игру. Потому о такой возможности много говорили еще год назад. Но поскольку не ввели, то сейчас, я думаю, уже поздно.
Просто посчитали, поняли, что поддержка у нее нулевая, и она никак не замена Байдену.
Скорей всего, найдут молодую фигуру, малоизвестную, которую накачают идеологией, накрутят рейтинг. Сначала поставят вице-президентом — уберут Камалу Харрис, а потом уже устранят Байдена и выдвинут президентом.
«СП»: Трамп, Байден… Какая нам разница, кого выберут президентом США?
— Огромная! И это абсолютно принципиальный вопрос, потому что идеология Байдена и Трампа совершенно разная.
За Байденом стоят глобалисты. Это силы, которые считают, что власть должна быть сконцентрирована в одних руках. Мировая власть — «наша», так они считают. Это власть денег, доллара, власть глобальных надгосударственных структур. Никаких альтернативных центров они не приемлют — ни Китая, ни России, ни Ирана, ни Индии. Ничего подобного. Только одна тотальная «наша власть».
Идеология Трампа совершенно другая. Он говорит: «Америка превыше всего!». Это изоляционистская идеология. Но он готов вести диалог с другими центрами силы.
Да, он говорит, что Америка будет крупнейшей, будет самой мощной страной мира. Но он не говорит, что — единственной.
Он готов разговаривать с Россией, с Ираном, с Китаем, несмотря на то, что ведет с Пекином экономическую войну.
Трамп полностью поддерживает Израиль. Но он не желает тотальной войны. И, кроме того, он поддерживает государство. Он — государственник. Потому что глобалисты разлагают государства. А Трамп — традиционалист, верит в традиционного человека, не приемлет все эти сотни гендеров, смену пола и прочую политику либералов.
Он выступает за традиционное государство и, собственно, за многополярный мир. Почему и говорит, что «мы договоримся с Путиным». Он вполне понимает, что у России есть свои национальные интересы, чего не понимают совершенно Байден и люди, стоящие за ним.
Другое дело, что, конечно, это не друг России. Трамп — патриот Америки. Но, тем не менее, с ним можно нормально разговаривать, как с человеком, который адекватно воспринимает реальность.