Центральное информационное агентство Кореи сообщило о заявлении МИД страны о том, что Северная Корея «тепло приветствует президента Путина с визитом в Пхеньяне и готова с величайшей искренностью приветствовать самого близкого друга корейского народа».
Ким Чен Ын, проницательный специалист в области геополитики, стремится создать синергию посредством стратегического слияния, которое фактически восходит к Иосифу Сталину, который целенаправленно стремился втянуть США в военный конфликт на Корейском полуострове и предотвратить начало третьей мировой войны.
Расчет Сталина заключался в том, что США, изнуренные китайской интервенцией в Корейскую войну, будут неспособны к третьей мировой войне в ближайшем будущем. Действительно, он оказался прав.
27 августа 1950 года Сталин написал весьма конфиденциальное письмо тогдашнему президенту Чехословакии Клементу Готвальду, чтобы объяснить свое решение, которое в 2005-м всплыло из бывших советских архивов и появилось в историческом журнале «Новая и Новейшая история».
Судя по всему, Сталин поддержал план Ким Ир Сена во время тайной поездки северокорейского лидера в Москву в апреле 1950 года не потому, что он просчитался, что США не будут ввязываться в войну (как предполагали западные историки), а именно потому, что он хотел втянуть США в ограниченный конфликт в Азии.
Сталин успокаивал Готвальда, нервного союзника, относительно международной ситуации и решения Москвы выйти из Совета Безопасности ООН (СБ ООН) в январе 1950-го, а также обоснования отсутствия Советского Союза в СБ ООН в июле того же года, когда он обсуждал корейский вопрос, как и то, что Советский Союз воздержался и не наложил вето на резолюцию США о размещении сил ООН в Корее.
Сталин писал, что «очевидно, что Соединенные Штаты Америки в настоящее время отвлечены от Европы на Дальнем Востоке. Разве это не дает нам преимущества в глобальном балансе сил? Несомненно, так оно и есть».
Иными словами, Европа была главным приоритетом международной стратегии Советского Союза, а Корейская война рассматривалась как возможность укрепить социализм в Европе, одновременно отвлекая американские интересы и ресурсы с этого континента.
Что отличает такие великие державы, как Россия, так это явная глубина их исторического сознания, позволяющая соотносить прошлое со временем настоящим и понимать, что уместные семена будущего времени в значительной степени можно найти в прошлом.
В конце концов, время нельзя рассматривать абстрактно, а как жизненно важную основу человеческой реальности. Должно быть, это одна из причин, по которой сегодня в США существуют такие мучительные спекуляции относительно недавнего всплеска отношений между Россией и КНДР.
Старший директор Белого дома по контролю над вооружениями Пранай Вадди заявил на днях, что характер угрозы безопасности, исходящей от Северной Кореи, может радикально измениться в ближайшее десятилетие в результате ее сотрудничества с Россией. «То, что мы наблюдаем между Россией и Северной Кореей, — это беспрецедентный уровень сотрудничества в военной сфере», — заявил Вадди вашингтонскому аналитическому центру «Центр стратегических и международных исследований, мы никогда раньше не видели такого».
По его словам, необходимо обратить пристальное внимание не только на помощь Северной Кореи, обладающей ядерным оружием, в боевых действиях России на Украине, прежде всего, в виде ракетных систем, но и на то, «что может происходить и в другом направлении».
Он спрашивает: «Как это может улучшить возможности Северной Кореи? И что это означает для нашей собственной политики расширенного сдерживания в регионе с Кореей и Японией?» США хорошо поняли послание России.
Высказывания Вадди, которые были совсем не спонтанными, последовали за пятидневным официальным визитом министра иностранных дел КНДР Чхве Сон Хи в Москву, во время которого Путин принял высокопоставленного гостя в Кремле.
Россияне буквально насмехались над американцами, загадочно характеризуя переговоры министра иностранных дел Сергея Лаврова с Чоу как «содержательный обмен мнениями по актуальным вопросам развития двусторонних связей с упором на практические вопросы и дальнейшее совершенствование договорно-правовой базы». Хотя было бы странно ожидать от официальных сообщений иного.
Так или иначе понятно — точкой отсчета стала реализация договоренностей между Путиным и Кимом во время их встречи в сентябре на космодроме «Восточный» в Амурской области.
Комментируя встречу министра Чхве с Путиным, официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что Северная Корея «является нашим очень важным партнером, и мы нацелены на дальнейшее развитие наших отношений во всех сферах, в том числе в чувствительных».
По сути, как отмечается в сообщении Reuters, «Москва заявляет, что будет развивать связи с любыми странами, с которыми пожелает… Россия изо всех сил старается пропагандировать возрождение своих отношений, включая военные связи, с Северной Кореей… Для Путина его отношения с Кимом позволяют ему дразнить Вашингтон и его азиатских союзников».
Действительно, Ким тоже хочет сыграть свою роль. Только на прошлой неделе Северная Корея провела испытание своей подводной системы ядерного оружия, и Ким заявил, что объединение с Южной Кореей больше невозможно. А также, что Север «не хочет войны, но мы не собираемся ее избегать».
Без сомнения, Россия решила расширить свой союз с Северной Кореей. А Ким публично выразил свою заинтересованность в углублении связей с Москвой, совершив в сентябре личный визит в Россию. Время для этой поездки было выбрано смело, учитывая недавние шаги США с Южной Кореей и Японией по наращиванию трехсторонних усилий по сдерживанию КНДР.
Де-факто трехсторонний «блок» с Россией и Китаем, противостоящий трехстороннему альянсу США, Южной Кореи и Японии, находится в стадии становления.
Поддержка Пхеньяном России на Украине служит интересам Китая, поскольку будет сдерживать мощь США. А Северная Корея неизбежно приобретает стратегическую глубину благодаря поддержке двух членов Совета Безопасности ООН, имеющих право вето.
В пресс-релизе министерства иностранных дел в Пхеньяне по итогам переговоров министра Чхве в Москве говорится: «Сторона КНДР высоко оценила важную миссию и роль могущественной Российской Федерации в поддержании стратегической стабильности и баланса в мире и выразила ожидание, что Российская Федерация продолжать придерживаться независимой политики и линий во всех областях и в будущем, внося тем самым большой вклад в международный мир и безопасность, а также в установление равного и справедливого международного порядка».
По сути, новый геополитический вектор появляется на Дальнем Востоке, который, в отличие от Украины или Сектора Газа, является ядерной горячей точкой. Геополитика, наконец, движется в сторону Северной Кореи — страны, которая семь лет назад уже лелеяла мечты потопить американский атомный авианосец «одним ударом». Дело в том, что эта фантазия остается непроверенной.
За поездкой Путина в Пхеньян будет внимательно следить администрация Байдена. Задачей России будет создание сети отношений с государствами-единомышленниками, которые могут даже в конечном итоге включить в себя некоторых представителей Запада. Стратегия США состоит в том, чтобы насильственно уничтожить точки стратегической автономии, что Вашингтону удалось сделать в Западной Европе на первой фазе украинского кризиса, но этот шаг стал одним из последних успехов в этом отношении.
В любом случае в противостоянии США и России открывается восточный фронт, дополняющий западный и южный фронты в Евразии и Западной Азии соответственно.
Автор: М. К. Бхадракумар — M.K. Bhadrakumar — посол в отставке; колумнист индийских газет Hindu и Deccan Herald, изданий Asia Times, Rediff.com, Russia & India Report и сайта Фонда стратегической Культуры (Москва).
Статья публикуется с сокращениями