Решение об открытии второй нитки газопровода через Украину зависит от Германии, заявил президент РФ Владимир Путин в интервью журналисту Павлу Зарубину.
«В чем проблема-то открыть вторую нитку для Германии? Да пожалуйста. Нас-то в чем обвинять. То же самое и Польша. Через Польшу есть ещё один маршрут. Ну и, в конце концов, все зависит только от решения правительства Германии», — сказал он.
Кроме того, говоря о возможности поставок российского газа в Германию, напомнил, что одна нитка «Северного потока-2» сохранилась, несмотря на теракт.
Путин подчеркнул, что для этого ФРГ достаточно открутить вентиль, и они «завтра начнут получать» газ, но немецкая сторона этого не хочет.
Наконец, российский лидер отметил, что Москва может вполне обойтись без Европы:
«Пусть сами решают. Надо им — пусть берут, не надо — мы обойдемся».
Обойдемся ли? Китай заменит Европу? И сколько мы им еще продаем газ, может, там, и впрямь, переживать не за что?
Кстати, в украинском транзите, помимо, финансового вопроса, всегда был важный моральный аспект. Качать газ через страну, с которой мы воюем, чьи власти признаем «шайкой нацистов и наркоманов» — это как-то странно. Не пора ли уже положить этому конец, тем более, если европейцы сами не особо хотят получать наш газ?
Киев в мае 2022 года запретил прокачку российского газа по одному из двух маршрутов, идущих через подконтрольную ему территорию, — напоминает замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
— Европейские партнёры действительно могли бы надавить, чтобы запрет был снят. Но руководство Евросоюза в этом не заинтересовано. А заботы покупателей российского газа их мало волнуют.
Что касается одной из двух ниток «Северного потока-2», которая не была повреждена в ходе теракта, то её можно использовать для поставок газа. Но для этого нужно разрешение Брюсселя и желание Берлина. Ни того, ни другого не наблюдается. По крайней мере, на данный момент.
«СП»: В чем был смысл закрытия одного из маршрутов через Украину? Меньше газа Европе, меньше денег за транзит Киеву… Кто от этого выиграл-то?
— Поставки по ГТС Украины защищены принципом «качай или плати» (примерно 109,6 млн куб. м в сутки). Киев, видимо, считал, что деньги ему платить продолжат. А российская сторона сократила оплату на те объёмы, которые украинские власти отказываются пускать через газоизмерительную станцию «Сохрановка».
В Киеве расстроились и пошли в суд — требуют полной оплаты. А российская сторона говорит, что раз не принимаете, то и оплачивать мы не обязаны, так как форс-мажор.
Зачем перекрыли, не совсем ясно. Возможно, им казалось, что это затруднит газоснабжение ЛНР.
«СП»: А в чем смысл сохранения транзита через Украину, если европейцы отказываются от нашего газа? Может, турецкого транзита достаточно?
— А «европейцы» — это кто? Те, кто отказываются от нашего газа, его не покупают. А те, кто покупает — не отказывается.
Через Турцию сейчас нельзя прокачать все объёмы, которые поставлялись в Европу в 2023 году, самом провальном для нашего экспорта. Кроме того, в некоторые страны просто неудобно поставлять через Турцию.
«СП»: Вариант возобновления транзита через Польшу можно даже не рассматривать?
— Для этого должно быть желание со стороны Брюсселя. Транзит через Польшу перекрыт из-за взаимных санкций, который пока снимать никто не торопится. Поставки возобновить можно, но для этого надо снимать санкции. Пойдёт ли на это руководство Евросоюза в целом и Польши в частности?
«СП»: Кто еще в Европе покупает наш газ? Какие объемы? Можно ли сравнивать с Азией?
— В прошлом году в Евросоюз по трубопроводам было поставлено порядка 29 млрд куб. м. Покупали преимущественно страны Центральной Европы. В Китай по трубопроводам было поставлено 22,7 млрд куб. м. В этом году планируется нарастить поставки до 30 млрд куб. м.
— Закрытие одной из веток, идущих через Украину — это часть европейской политики отказа от российских энергоносителей, — убежден советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Решение политически мотивированное. Естественно, ЕС рассчитывал наказать этим прежде всего Россию, хотя европейская и прежде всего немецкая экономика сами получили чувствительный удар.
Однако вновь открыть газопровод — это признать собственный провал.
«СП»: Почему, по-вашему, подорвали «Северные потоки», но не подорвали транзитную трубу на Украине, что сделать было намного проще в условиях боевых действий?
— А это такая форма поддержки Украины. В ЕС всегда подчеркивали, что транзит российского газа должен идти прежде всего через Украину, а не по «потокам», чтобы Москва платила Киеву за транзит.
Я думаю, России самой нужно максимально отвязаться от европейского рынка, учитывая все политические риски. Отношения с Европой останутся плохими надолго, так что восстановление Северных потоков маловероятно.
«СП»: Путин напомнил также о сохранившейся нитке СП-2 и посетовал, что они не хотят ей воспользоваться. Изменится ли, по-вашему, эта ситуация?
— Нужно расширять поставки на неевропейские рынки, прежде всего в Китай, а также развивать внутреннее потребление. Хотя, конечно, для экспортеров проще восстановить привычные европейские схемы. Они давно отработаны и наименее затратны. Но с точки зрения стратегических интересов России ничего хорошего в зависимости от европейского рынка нет, хотя «газовое лобби» будет отстаивать именно эту схему. Отсюда все эти разговоры и возникают.
«СП»: Путин отметил, что страны ЕС сами решают, нужен ли им газ из РФ, Россия обойдется и без них. Обойдется ли? Насколько критично, если они перестанут покупать?
— Трубопроводный газ идёт в Австрию, Словакию, Румынию, Грецию, а также на Балканы. Российский СПГ покупают Испания и Бельгия. ЕС пока не может полностью отказаться от российского газа, и там также существует лобби, настаивающее на сохранении и увеличении российских поставок.
Поэтому полный отказ от российского газа маловероятен, какие-то объемы в страны ЕС будут идти. Но, повторюсь, России самой стратегически выгодно максимально снизить свою зависимость от европейского рынка.
«СП»: Вернемся к транзиту через Украину. Зачем он нужен, если европейцы отказываются от нашего газа? Не говоря ж о том, что спонсировать страну, с которой ведем боевые действия, мягко говоря, нелогично…
— ЕС не может полностью отказаться от российского газа, так же, как и Россия не может отказаться от европейского экспорта. При этом ЕС намеренно сохраняет именно украинский маршрут, вынуждая Москву платить Киеву за транзит. Это такая форма политического унижения. К тому же, ЕС, по сути, перекладывает на Москву часть бремени по финансированию Украины. И это одна из причин, почему России самой не стоит цепляться за европейский рынок.